14.06.2024 07:48
Поделиться

Насколько эффективна работа ТОСЭР и свободного порта Владивосток

Не первый год на Дальнем Востоке действуют такие инструменты, как территории опережающего социально-экономического развития и свободный порт Владивосток.

Хорошие инструменты, но они работают эффективно при избыточном населении, а в условиях дефицита - увы.

Изъян законов в том, что инвесторы не ограничены в целевом назначении вложений. В Китае преференции обусловлены решением государственных задач - под них создается инфраструктура, а дальше на конкурсной основе определяется подрядчик под нужный стране проект. Для наших инвесторов строгих рамок нет: приходите, главное с деньгами, и делайте свой бизнес. Инвестор, понимая, что долго так продолжаться не будет, ищет нишу, где при минимальных вложениях можно достичь максимального эффекта, а если ситуация изменится, с малыми потерями отсюда уйти. Что территории останется от таких льготных режимов?

Резиденты СПВ вправе претендовать на часть прибрежной территории и получают ее. А когда осознают, что здесь нужно строить крупный порт, встанет вопрос о выкупе этих участков за те самые триллионы.

Губернатор Приморского края, говоря о полномасштабном повороте на Восток, отметил, что Владивостокский морской торговый порт создает Восточный транспортно-логистический узел, два глубоководных причала, терминал до 1,2 миллиона контейнеров. Разрабатываются проекты TEU-терминалов в Большом Камне, Посьете, Славянке, подписаны соглашения по созданию до 2028 года шести транспортно-логистических центров в едином технологическом процессе с морскими портами, общей мощностью до шести миллионов контейнеров в год. Здорово!

Но насколько возрос грузооборот России в Тихоокеанском бассейне по сравнению с 2006 годом, когда его доля составляла 0,7 процента по стране? С того времени мощности только девяти китайских портов позволяют переваливать почти 200 миллионов TEU! За 11 лет порт Нинбо-Чжоушань помимо 27 миллионов TEU вышел по грузообороту на показатель более чем в один миллиард тонн, став крупнейшим портом в мире. А мы радуемся, что Владивостокский порт перевалил миллион контейнеров. Это к вопросу о льготном режиме СПВ, который растянут до Певека, о масштабе стратегических целей, приоритетах, об управлении процессами развития Дальнего Востока и политике поворота на Восток.

Считаю, что макрорегиону необходим центр управления - Министерство Дальнего Востока, у которого есть стратегия, понимание экономической и технологической связности всех субъектов Федерации, есть, наконец, понимание, что его место не в Москве и не во Владивостоке, а в Хабаровске, на перекрестке всех регионов ДФО.

Глава Приморья Олег Кожемяко обращал внимание на то, что "прорывных решений нет". Прав ведь! Кажется, услышали, деньги появились, вот оно, "второе дыхание" для края. Очень хочется увидеть, куда и как они будут использованы, сколько появится уголовных дел, банкротов. Я не пессимист, но логике не поддается объяснение, почему исчезли Тихоокеанская мостостроительная компания, омский "Мостовик", построившие уникальные объекты к саммиту АТЭС-2012, куда девалась "Косандра" и десятки других малых и средних компаний, работавших тогда на субподряде. А что, это кто-то проанализировал и есть гарантии, что теперь такое не повторится?

Дальний Восток - передовой край взаимодействия с азиатскими странами. Чтобы это произошло, важно включить в процесс индустриальные центры европейской части России, Сибири. Самим нам не потянуть. Но не менее важно понять, что должно быть в приоритете, на какой масштаб задач ориентироваться.

Точное определение приоритетов позволит целенаправленно вести на Дальнем Востоке поиск сырьевых ресурсов, знать, какие предприятия строить, каких специалистов готовить, с кем сотрудничать, на какой результат рассчитывать

Объективно такими приоритетами должны стать океан, космос и культура. Для этого у нас есть материальные, ресурсные, технологические, интеллектуальные предпосылки. Об этом регулярно говорят на Восточном экономическом форуме, но пока в одном ряду с сельским хозяйством, строительством и прочим.

Вот взялась "Роснефть" за судостроение. Но она ведь работает в ограниченном сегменте своих интересов - строить танкеры, чтобы транспортировать свою же нефть. А когда начнем строить, например, морские платформы? Это одно из направлений интеграционных связей с другими странами. Или взять освоение космоса. В Азиатском регионе не менее десяти стартовых площадок. Страны разрабатывают свои космические программы - дорого и малопродуктивно. Почему бы нам не выступить в качестве интегратора, предложить совместные программы? Кто-то специализируется на телекоммуникациях, кто-то - на прогнозах стихийных бедствий, кто-то - на полетах на Луну или Марс.

Точное определение приоритетов позволит целенаправленно вести поиск сырьевых ресурсов, знать, какие предприятия строить, каких специалистов готовить, с кем сотрудничать, на какой результат рассчитывать.