14.06.2024 10:20
Поделиться

В Кузбассе представили новые машины и оборудование для углепрома

Самый большой самосвал БелАЗ, работающий на газомоторном топливе, представили белорусские машиностроители на угольной выставке в Новокузнецке.

Инновационный БелАЗ-7513Р - сочетание высокой производительности и надежности, безопасности, экономичности и улучшенных экологических характеристик. Так, при сгорании сжиженного природного газа, в отличие от дизельного топлива, в атмосферу попадает гораздо меньше вредных веществ. Да и экономия на горючем при промышленной эксплуатации газового 130-тонника в угольном карьере в таком случае может составить до 35 процентов в год.

Машина с двигателем мощностью 1 600 лошадиных сил и двумя топливными баками по 1,4 тысячи литров СПГ каждый уверенно отрабатывает полноценную 12-14-часовую смену. Без остановок на дозаправку. Среди преимуществ новинки - электромеханическая транс-миссия переменно-постоянного тока, надежные рулевое управление, тормозная система и гидравлика. За техническим состоянием белорусского гиганта следит встроенная система мониторинга IMS собственной разработки. Другие достоинства самосвала - современные системы безопасности и многочисленные опции для комфортной работы оператора. Все это делает высокопроизводительный большегруз довольно выгодным для использования на производстве.

В Кузбассе, который лидирует по использованию СПГ на карьерном транспорте в России, газовый самосвал меньшей грузоподъемности впервые был представлен в 2022 году. И сегодня на угольных разрезах региона успешно трудятся одиннадцать 90-тонников БелАЗ-7558Н. В свою очередь белорусские машиностроители продолжают развивать линейку газовых карьерных самосвалов как перспективной экологичной техники на альтернативных источниках энергии.

Между тем на выставке в Новокузнецке представили и оборудование для горной отрасли, разработанное в Кузбассе. В том числе опытный образец пассажирского шахтного транспорта на пневмоколесном ходу вместимостью до девяти человек вместе с водителем. Простой в управлении, маневренный "автобус" высокой проходимости доставит грузы и горняков до места работы гораздо быстрее, чем обычные средства передвижения (на них добираются до полутора часов). После сертификации транспорта его опробуют на одной из кузбасских шахт в рамках пилотного проекта. Новинка, к слову, гораздо дешевле китайских аналогов.

Интерес у угольщиков вызвали и опытные образцы секции механизированной крепи, сделанные на заводе в Ленинске-Кузнецком. Машиностроители учли практический опыт потенциальных потребителей и все требования, предъявляемые к такому оборудованию. Если одна из секций успешно пройдет стендовые испытания, первые образцы опробуют на шахте вместе с инжекторным нагнетателем для удаления скоплений метана под землей и с рештаками (желобами) скребкового конвейера отечественного производства.

Крупное горно-шахтное оборудование выпускают заводы единой сервисной компании, расположенные в непосредственной близости от районов угледобычи.

- Это позволяет тесно взаимодействовать с заказчиками. Сегодняшние вызовы - привлечение и удержание кадров, в том числе поиск молодых специалистов через взаимодействие с профильными вузами и ссузами, возможность участия в крупных проектах. В результате мы выводим в производство и на рынок дефицитное горно-шахтное оборудование, повышаем качество сервиса, эффективность угледобычи и переработки, - отмечает директор по сервисному бизнесу крупной угольной компании Антон Боткин.

Между тем

Подписано четырехстороннее соглашение о сотрудничестве между промышленной группой "Родина" (Донбасс), научно-образовательным центром "Кузбасс-Донбасс", Донецким научно-исследовательским, проектно-конструкторским и экспериментальным институтом комплексной механизации шахт ДонУглемаш и Кузбасским государственным техническим университетом. Главная цель - развитие отечественного производства техники для углепрома. В частности, в рамках комплексной научно-технической программы "Чистый уголь - зеленый Кузбасс" будет создан автоматизированный очистной комбайн для отработки угольных пластов. Необходимый объем инвестиций - почти 1,7 миллиарда рублей, включая 850 миллионов из федерального бюджета.