Эксперты узнали как компьютерные мастера обманывают заказчиков
Мастер заманивает потенциальных жертв, обещая низкую стоимость услуг, включая бесплатный выезд и диагностику. Однако после начала визита условия могут кардинально измениться.
Мастер-мошенник оценивает потенциального клиента, задавая наводящие вопросы, чтобы определить не столько проблему, сколько уровень знаний клиента по технической части. Если мастер приходит к выводу, что клиент совершенно не разбирается в компьютерах, то перед ним открывается возможность для фиктивного ремонта и последующего заработка.
"Распознать недобросовестного мастера довольно легко. Такой специалист сразу же приступает к работе с ПК, либо молча выполняя какие-то действия, либо описывая, насколько серьезна проблема и как сложно будет ее решить. Цель такого мастера - оправдать выставленный им высокий счет. Недобросовестные компьютерные сервисы профессионально обучают своих сотрудников вытягивать из клиентов как можно больше денег. В отличие от них, честный мастер сначала предложит провести диагностику проблемы, а затем предоставит несколько вариантов решения и назовет точную стоимость каждого из них", - поясняет Сергей Кузьменко, руководитель Центра цифровой экспертизы Роскачества.
Несуществующие поломки по завышенным ценам
Помимо основной неисправности, возникают и другие "проблемы". Мастер может создать у клиента впечатление, что ситуация с компьютером критическая. Он предоставит список работ и комплектующих, которые необходимо приобрести - зачастую по завышенным ценам. Иногда выставленная стоимость ремонта может превышать стоимость самого компьютера.
В некоторых случаях решение проблемы может быть довольно простым. Например, компьютер не включается из-за отсоединенного кабеля блока питания. Мастер устраняет эту проблему, но затем находит другие "неисправности".
Зачастую люди, особенно старшего возраста, не могут отказать или выразить несогласие с завышенной ценой мастера, который был вежлив и потратил много времени на работу. В результате жертве приходится подписать акт выполненных работ.
Стоит отметить, что само по себе завышение цен на услуги и тем более на запчасти не является мошенничеством. Мастер имеет право самостоятельно определять свою ценовую политику, а покупка запчастей и тем более поездка за ними в магазин и вовсе являются дополнительной услугой. Клиент может согласиться с этой ценой или отказаться от услуги. Более того, может съездить за запчастями сам, но тогда скорее всего придется оплатить повторный визит мастера. Однако зачастую недобросовестные "мастера" заменяют детали или даже целые блоки в ПК клиентов, что может повлечь за собой правовые последствия. Здесь тоже стоит сделать оговорку, что в ряде случаев, особенно в случае если компьютер очень старый, действительно может потребоваться замена не только неисправной детали, но и тех, которые с ней напрямую взаимодействуют.
Замена новых деталей на б/у
Замена неисправных комплектующих обходится значительно дороже, чем установка программного обеспечения. Поэтому некоторые недобросовестные мастера сразу начинают "диагностировать" компьютер, чтобы продать как можно больше дорогих деталей.
Мастер может предложить свою помощь в поиске и покупке запчастей, ведь он знает проверенный магазин с низкими ценами и скидками. Что часто тоже бывает правдой - у мастеров, закупающих детали в большом количестве, бывают значительные скидки. Например, на технику для видеонаблюдения они могут достигать 40-50%. Однако мастер-мошенник установленную деталь получил бесплатно, когда провел "апгрейд" ПК предыдущей жертвы.
Кроме того, мастер может заявить, что проблему невозможно решить на месте, и предложит отвезти технику в офис. Там оригинальные дорогостоящие комплектующие извлекут из компьютера и заменят дешевыми аналогами. Тут тоже надо сделать оговорку - например перенос данных с неисправного жесткого диска или при замене на SSD-накопитель может занять несколько часов, и мастер совершенно точно не будет готов все это время грустно смотреть на ваш компьютер. В этом случае забрать технику в офис - это действительно выход.
Совет: Если специалист уверяет, что установил новые комплектующие на ваш компьютер, попросите чеки, подтверждающие покупку в магазине, а также гарантию на деталь. Не лишним будет попросить предоставить и неисправные детали, снятые с вашего компьютера.
Деньги заплачены, но проблема не решена
Вызвав мастера по ремонту ПК, вы можете столкнуться с еще одной неприятной ситуацией. Мастер возьмет предоплату и создаст видимость начала работы. Однако после этого поспешно покинет вашу квартиру, утверждая, что все готово, а он опаздывает на следующий срочный вызов.
Попытки связаться с мастером, скорее всего, не принесут результата. Даже если вы вызывали специалиста через сервисный центр, это не гарантирует возврат средств. Обычно менеджер не находит заказ в базе данных и утверждает, что ничем не может помочь. Кроме того, по указанному в объявлении адресу может не оказаться офиса организации.
Как защититься от уловок недобросовестных мастеров?
Конечно, не все частные компьютерные мастера - мошенники. Однако, чтобы обезопасить себя от недобросовестных специалистов, эксперты Роскачества рекомендуют следующее:
1. При сотрудничестве с мастером обязательно составьте договор, в котором будут указаны все детали работы. В договоре должно быть четко прописано, какие товары будут куплены и что подлежит замене, а также указана стоимость заменяемых комплектующих и работы специалиста.
2. Не соглашайтесь на предоплату, которую требует мастер или сервис по ремонту техники. В худшем случае вы рискуете потерять свои деньги, так как мастер может просто исчезнуть после получения оплаты. Лучше всего оплачивать работу после ее выполнения, чтобы убедиться в качестве проведенного ремонта и избежать возможных проблем с недобросовестными мастерами.
3. Если вы заметили, что цена на услуги мастера слишком высокая, не подписывайте акт выполненных работ. Укажите в акте, что вы отказываетесь оплачивать работу, потому что стоимость и перечень услуг не были согласованы заранее, а услуга была навязана вам. Как правило, мошенники не решаются отстаивать свои права в суде и предпочитают уйти от конфликта.
4. Мастер, видя вашу финансовую ситуацию, может попытаться навязать вам кредит или рассрочку, чтобы получить оплату за свою работу. Никогда не соглашайтесь на подобные предложения, даже если у вас не хватает средств для оплаты услуг мастера. Велика вероятность, что вам предложат услуги микрофинансовой организации.