18.06.2024 10:19
Поделиться

В Ломоносове завершилась 20-летняя реставрация Китайского дворца

В дворцово-парковом ансамбле "Ораниенбаум" спустя 20 лет завершилась реставрация Китайского дворца. Обновленные интерьеры Китайской опочивальни, Туалетной, Портретной и Кабинета Екатерины II представили к 295-летию императрицы.
В Китайском дворце восстановили последние четыре комнаты.
В Китайском дворце восстановили последние четыре комнаты. / Святослав Акимов / "Российская газета"

Китайский дворец - это единственный памятник стиля рококо в России, для которого характерны легкость и романтичность, заменившие величественность предшествовавшего барокко. Дворец является частью дворцово-паркового комплекса "Собственная Дача" Екатерины II. Сюда императрица приходила с гостями после безмятежных прогулок. В приемном Большом зале звучала музыка, и за обеденным столом проходили приемы приближенных государыни.

Архитектурный памятник начали обновлять в 2004 году. Первые пять лет ушли на восстановление фасадов здания и гидроизоляции. После этого постепенно воссоздавались все 17 интерьеров.

С 2011-го по 2022 год были восстановлены Стеклярусный кабинет, Зал муз, Голубая гостиная, Большой зал, Розовая гостиная, Гардеробная, Передняя, Штофная опочивальня, Будуар, Кабинет великого князя Павла Петровича, Штукатурный покой, Малый и Большой Китайские кабинеты.

Дворец страдал от влажности с момента постройки. Подвала изначально не было, поэтому здание стояло прямо на земле. Сырость уничтожила полы из искусственного мрамора, и их пришлось заменить паркетом.

- Заслуга реставрации в том, что теперь в любое время года в интерьерах создается идеальный уровень влажности. В кабинете хранителя располагается компьютер, через который можно регулировать этот показатель, а также температуру воздуха , - говорит хранитель музейных предметов I категории сектора "Собственная дача" Виктория Цалина.

Находясь перед фасадами дворца, сложно понять, почему он назван "Китайским". Но найти ответ легко, если переместиться в комнаты здания. Некоторые интерьеры дворца украшены в духе эстетики Китая и обустроены настоящими произведениями китайского искусства.

Но убранство дворца удивляет не только этим: ни одна комната не похожа на другую. Здесь невозможно увидеть повторяющихся обрамлений дверных проемов, панелей, створок.

Интерьер Китайской опочивальни, которая являлась парадной спальней Екатерины Великой, включает множество зеркал, усиливающих присущий рококо эффект декоративности. В орнаментальном плафоне "Китайское жертвоприношение" кисти Якопо Гуарана легко узнаются элементы стиля шинуазри, отличающегося использованием мотивов и стилевых приемов традиционного китайского искусства европейскими мастерами. Здесь он выражается в изображении экзотичных животных, зонтиков и опахал.

Внимание привлекает даже пол опочивальни, выстеленный наборным паркетом, который объединяет в себе орнаментику с элементами европейского рококо.

Интерьер Туалетной комнаты посвящен науке географии. Потолок образует купол земной сферы. По центру - плафон-тондо "География" кисти Гаспаро Дициани, изображающий молодую даму, опирающуюся на глобус.

В Портретной комнате представлены 22 картины авторства итальянского придворного живописца Пьетро Ротари. А первое, что приковывает взгляд в Кабинете государыни, - роскошная живопись с серебряной присыпкой, сохранившаяся с XVIII века.

- Почти все, что мы видим в Китайском дворце, пришло к нам из эпохи Екатерины Великой. Малая часть - наследие XIX века. Мы испытывали вихрь эмоций при каждой находке. Нам удалось восстановить уникальный наборный паркет в стиле маркетри из 20 пород дерева. Другое открытие произошло, когда реставраторы начали расчищать позолоту XIX века, и обнаружили под ней золотое покрытие XVIII столетия. Мы приняли решение оставить более старинный слой. Самое яркое - это стеклярусное панно. В мире нет больше настолько масштабного интерьера со стеклярусом. Русские мастера создали его за два года, а количество вышитых бусин составляет миллионы. К началу XX века панно имело серьезные повреждения. Теперь можно увидеть интерьер таким, каким он был в XVIII веке, - подчеркивает генеральный директор музея-заповедника "Петергоф" Роман Ковриков.