19.06.2024 08:00
Поделиться

Российские передовые инженерные школы ускоренно готовят кадры для микроэлектроники

Электронная отрасль находится на подъеме: санкции простимулировали рост не только выпуска отечественной продукции, но и внедрения суверенных продуктов и технологий.
Антон Лощилов: Высшее образование транформируется под запросы рынка.
Антон Лощилов: Высшее образование транформируется под запросы рынка. / Пресс-служба ТУСУР

Однако кадровый вопрос в связи с этим становится еще актуальнее, рассказал в интервью "РГ" Антон Лощилов, директор передовой инженерной школы "Электронное приборостроение и системы связи" им. А.В. Кобзева на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).

Антон Геннадьевич, какие решения по закрытию потребностей производства предлагает передовая инженерная школа ТУСУРа?

Антон Лощилов: Во-первых, - ускоренную подготовку проектировщиков и технологов для микроэлектронной отрасли. На прошедшем в Томске Всероссийском форуме молодых ученых и предпринимателей U-NOVUS ТУСУР подписал соглашение с компанией "Микран" о запуске сетевой образовательной программы "Проектирование СВЧ монолитных интегральных схем" по опережающей подготовке кадров для микроэлектроники. Компания участвует в создании уникальных образовательных программ совместно с ПИШ ТУСУРа, в частности, в рамках ускоренной подготовки проектировщиков "Микран" обеспечивает изготовление микросхем, спроектированных обучающимися. Это уникальный для нашей страны образовательный продукт, позволяющий сократить срок подготовки специалистов с реальным практическим опытом до девяти месяцев. Планируем расширять базу таких курсов совместно с компаниями-партнерами.

Во-вторых, готовим проектные команды. Они могут стать самостоятельными акторами на рынке, встроиться в технологическую компанию или продолжить развитие в качестве научно-исследовательского подразделения университета.

Как формируются такие команды?

Антон Лощилов: Проектная подготовка в ТУСУРе ведется уже 20 лет, мы понимаем нюансы формирования каждой команды, особенно междисциплинарной. Для того чтобы студенты вовлекались в командную работу, мы всю приемную кампанию в школе выстраиваем в проектной логике. Следующим инструментом знакомства и погружения в деятельность выступает специально разработанная цифровая платформа "Биржа проектов". Это площадка, где компании или подразделения вуза размещают темы проектов - по сути, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, под которые собирают команду студентов с разными навыками.

Что касается партнеров: можно сказать, что их заинтересованность в последние годы растет естественным образом, в том числе из-за тематики школы: компании понимают, что электроника - это база для многих других производств, устойчивость которых зависит прежде всего от ее развития.

Российская электроника пока по ряду направлений отстает от глобальных лидеров: есть ли у партнеров-производителей ожидания, что проекты школы помогут в создании новых конкурентных технологий?

Антон Лощилов: В перспективе - однозначно. Но необходимо в течение достаточно продолжительного времени интенсивно и системно вкладывать в развитие школы. Особенно если мы говорим о проработке научных направлений, связанных с высокотехнологичными рынками микроэлектроники, интегральной фотоники, перспективных систем связи и интернета вещей.

Наша задача - создать технологию сборки проектных команд и тестирования перспективных бизнес-гипотез: предполагается, что за два года в школе команда магистрантов должна пройти путь от идеи до MVP - минимально жизнеспособного продукта с подтвержденной бизнес-моделью и защищенной интеллектуальной собственностью.

Проектные команды, созданные в вузах, станут драйверами развития микроэлектроники

Поэтому все проекты еще на старте серьезно прорабатываются вместе с партнерами и складываются с учетом большого количества нюансов. Это совместная работа и обоюдные риски, поскольку и вуз, и бизнес вкладывают в проект ресурсы. Инвестиции в одну проектную команду составляют до восьми миллионов рублей.

Но, конечно, в данном случае это не венчурные инвестиции в прямом смысле, поскольку, даже если команда в ходе проекта потерпит неудачу, разработчики получат важный практический опыт.

Подготовка команд разработчиков требует инфраструктуры?

Антон Лощилов: С участием передовой инженерной школы в ТУСУРе проектируется Специализированный центр микроэлектронных систем, который будет работать в формате "Учебной фабрики" и станет единой площадкой для подготовки кадров, отработки новых технологических решений, развития научных исследований и разработок.

Можно ли говорить, что школа выступает также площадкой для отработки новых форматов сотрудничества с индустрией?

Антон Лощилов: Да, и прежде всего в области опережающей подготовки кадров. Форматы могут быть разными.

Например, в 2022 году ПИШ ТУСУРа совместно с компанией "Системы. Технологии. Коммуникации" на площадке партнера открыла лабораторию систем технологической связи. Вместе с АО "НПФ "Микран", как я уже сказал, мы запустили программу ускоренной подготовки проектировщиков в области микроэлектроники. Совместно с АО "НИИПП" готовим курс по обучению работе с новыми отечественными зондовыми станциями, к серийному производству которых компания приступила в этом году. Оборудование предназначено для контроля характеристик микроэлектронных компонентов на пластине. Кроме того, в этом году запускаем сетевую образовательную программу совместно с Университетом Решетнёва "Спутниковые системы связи", чтобы адресно готовить специалистов высокого уровня для АО "РЕШЕТНЁВ", ведущей компании производителя космических аппаратов и нашего общего промышленного партнера.

Высшее образование трансформируется, и это необходимое условие для развития науки, высокотехнологичных отраслей промышленности, формирования технологического суверенитета страны.