Оператор будет осуществлять регулярные каботажные перевозки грузов между морскими портами по льготным тарифам. Маршрут и график рейсов утвердит Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Губернатор Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отметил, что Северный морской путь - один из важнейших элементов экономики региона. Для нужд округа по СМП доставляется более 80 процентов всех грузов. Пилотный проект позволит обеспечить нужное количество флота для осуществления перевозок.
- При этом у нас появится горизонт планирования на три года. Второй аспект - это затраты на логистику. В трехлетнем соглашении прописано, что стоимость фрахта корректируется ежегодно только на размер инфляции. То есть мы не только стабилизируем саму систему доставки, но и цену. Практически "Росатом" берет на себя всю логистику от момента загрузки на корабль до выгрузки в порту. Позитивные изменения на Чукотке должны увидеть уже в 2025 году, - выразил уверенность Владислав Кузнецов.
Специалисты отмечают, что Чукотка - один из самых непростых регионов, в том числе с точки зрения природных условий.
- Северный завоз - это, прежде всего, сложная, многоэтапная логистика, сопряженная с трудностями ледовой обстановки. Основные объемы жизненно важных грузов завозятся водным транспортом, при этом возможность их доставки в отдельные районы существует всего несколько недель в году. Для обеспечения бесперебойности снабжения по поручению президента в закон о северном завозе включены положения о запуске с 1 января 2026 года единого морского оператора северного завоза. Реализация в 2025 году пилотного проекта на Чукотке как наиболее зависящем от сжатых сроков навигации регионе позволит обеспечить максимально точную настройку работы данной системы, - подчеркнул глава минвостокразвития Алексей Чекунков.
Между тем с этого года по Северному морскому пути начнут доставлять грузы в Сахалинскую область. Благодаря этому транспортировка в островной регион необходимых для строительной отрасли, ЖКХ, сельского хозяйства грузов будет быстрее и экономичнее. Порт Корсаков включен с 2024 года в маршрут первого субсидируемого каботажного рейса по СМП. В пилотный рейс планируют отправиться из Архангельска на Дальний Восток в июле. Предполагается, что в сахалинскую гавань судно зайдет 10 августа.
- Северный морской путь - это самый выгодный маршрут по морю сегодня. Прежде всего за счет его субсидирования со стороны федерального центра. Если он заработает так, как мы рассчитываем, это будет мощная козырная карта для Сахалинской области. Первый шаг сделаем уже в этом году. СМП реально использовать для развития нефтегазовых проектов, можно завозить в несколько раз больше грузов для их работы и обслуживания. Бизнесу, который заинтересован в доставке по альтернативному маршруту, будем оказывать всяческую поддержку, - отметил губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
Сегодня грузы на остров доставляют сначала по железной дороге: по Транссибу, затем паромами Ванино - Холмск либо Владивосток - Корсаков. Путь, скажем, из Москвы занимает около 48 дней. По воде маршрут хоть и более протяженный, но пройти его можно примерно за 28 дней. И выйдет это дешевле.
Тем временем в Магаданской области также открылись каботажные рейсы через Севморпуть по маршруту Архангельск - Сабетта - Корсаков - Владивосток - Магадан. Дата отхода судна - 19 июля, на Колыму теплоход прибудет 24 августа. Как сообщили в министерстве дорожного хозяйства и транспорта Магаданской области, перевозки направлены на создание и "раскатку" новых логистических связей. Предпринимателям, решившим опробовать морской путь, предоставят льготные тарифы - рейсы субсидируются за счет федерального бюджета.
Президент России Владимир Путин называл Северный морской путь ключом к развитию Дальнего Востока. В этом году, выступая на ПМЭФ, глава государства подтвердил значимость Севморпути, охарактеризовав его как востребованную глобальную артерию, перевозки по которой в перспективе могут превысить 150 миллионов тонн.
В прошлом году объем грузопотока по СМП превысил целевой показатель на 250 тысяч тонн и составил 36,254 миллиона тонн.
- Рекордных показателей грузопотока по Северному морскому пути удалось достичь благодаря нашим партнерам, в первую очередь ПАО "НОВАТЭК", чей СПГ составляет свыше половины грузопотока. Большую роль в увеличении объема перевозок сыграли также ПАО "Газпром нефть", ПАО "ЛУКОЙЛ", которые перенаправили свои грузы с западного на восточное направление. В результате мы достигли плановой цифры 36 миллионов тонн еще до Нового года. В последнее время на мировую логистику негативное воздействие оказали пандемия COVID-19, инциденты в Суэцком канале и Красном море, что привело к повышению интереса к СМП со стороны как российских игроков, так и зарубежных компаний, - отметил генеральный директор "Росатома" Алексей Лихачев.
Для развития транзита и сохранения эффективности арктических проектов необходимо сформировать, в первую очередь, конкурентоспособные условия на СМП, в том числе обеспечить большую привлекательность по сравнению с Суэцким каналом. План развития СМП до 2035 года включает в себя свыше 150 мероприятий с общим объемом финансирования около 1,8 триллиона рублей.
- Запланировано создание 46 судов аварийно-спасательного флота, строительство и модернизация 14 портов и терминалов, запуск на орбиту 15 спутников. Все это повысит эффективность и безопасность судоходного движения по СМП. Кроме того, считаю необходимым синхронизировать развитие СМП с другими программами, так как зачастую грузовая база формируется в портах, не выходящих на сам Севморпуть, - это порты северо-запада и Дальнего Востока. Поэтому важно их связать с Большой землей через железнодорожные линии, - подчеркнул заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак.