О том, какие постановки увидит столичный зритель, мы поговорили с художественным руководителем Марийского государственного театра оперы и балета, министром культуры Республики Марий Эл Константином Ивановым.
В этом году Марийский театр оперы и балета - хедлайнер Летних балетных сезонов. Вы открываете проект, причем не традиционным "Лебединым озером", а спектаклем-эпопеей "Война и мир". Чем еще будете удивлять этим летом?
Константин Иванов: Выступлениями в Москве мы начинаем большие летние гастроли по стране и за ее пределами: после столицы сразу поедем в Беларусь, затем в Сочи и в Абхазию. Динамика наших перемещений в июле фантастическая! За месяц покажем 26 спектаклей.
На Летних балетных сезонах сыграем десять спектаклей за неделю, это серьезная нагрузка. Первым представим грандиозный премьерный балет "Война и мир", который идет только у нас и в Донецком театре оперы и балета.
Легендарный Андрей Борисович Петров ставил этот спектакль для донецкого театра, хотя в работе принимали участие и наши солисты - 17 человек. К сожалению, мастер не дожил до премьеры, которую сыграли в конце лета 2023 года в Севастополе и Симферополе. А когда спектакль показывали на сцене Большого театра в Москве, я попросил вдову Андрея Борисовича Ольгу Дмитриевну Полянскую разрешить перенести "Войну и мир" на сцену Марийского театра оперы и балета в моей редакции. И я благодарен судьбе, что она согласилась.
Еще привозим в Москву "Бахчисарайский фонтан" на музыку Бориса Асафьева - тоже в моей авторской версии. Это спектакль, крайне редко идущий на просторах России. А еще в нем я лично танцую партию Хана Гирея.
"Бахчисарайский фонтан" был популярнейшим балетом в СССР: с конца 1930-х ставился повсеместно, только в Большом театре его сыграли более тысячи раз…
Константин Иванов: Да, во времена СССР это было так, но когда Союза не стало, "Бахчисарайский фонтан" практически исчез со сцены. Во-первых, хореография Ростислава Захарова довольно сложная, а во-вторых, его наследники крайне ревностно относятся к постановке, есть вопросы авторского права.
Моя версия "Бахчисарайского фонтана" довольно сильно отличается от версии Захарова. У него это драмбалет, а у нас пантомимы практически нет, да и в целом спектакль получился динамичнее.
Композитор и дирижер Марийского театра оперы и балета Григорий Архипов написал новую увертюру - мощную, лейтмотивную, она сразу погружает в действие и показывает образы всего спектакля.
Центральный персонаж у нас - Хан Гирей. В своем отношении к женам, к гарему он необычный, непривычный хан. Классический романтический герой, который в финале остается в одиночестве - и как статуя застывает у построенного им же Фонтана слез.
Знаю, что "Лебединое озеро" в вашей редакции тоже впечатляет…
Константин Иванов: В нашем спектакле полностью сохранена вторая картина Льва Иванова, она незыблема, и только безумец может ее поменять, потому что это наше великое классическое наследие, это лицо балета России. А вот первая картина, частично третья и полностью четвертая - в постановке вашего покорного слуги, но, безусловно, в стиле Петипа-Иванова.
Без сомнения, не оставят равнодушными "крылатая" декорация Бориса Голодницкого, костюмы Татьяны Изычевой.
Например, костюм злого гения Ротбарта решен очень сложно: у него гигантские крылья. Когда-то в детстве я побывал на спектакле в Московском музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где на меня неизгладимое впечатление произвела оживающая скала: ее пик превращался в крылатую птицу. Этот восторг я пронес через всю жизнь, а став хореографом, решил, что, если когда-нибудь буду ставить "Лебединое озеро", то у моего Ротбарта будут такие же крылья, и он будет с ними летать. Зрители действительно видят птицу с гигантскими крыльями. Танцовщик делает сложнейшие элементы классического танца: и прыжки, и вращения. Это смотрится очень эффектно.
Финал "Лебединого озера" у нас тоже необычен: никто никому крылья не обрывает, никто нигде не тонет. Наш финал счастливый: Одетта превращается в девушку, а Злой гений со свитой черных лебедей отступает.
Какие еще интересные спектакли Марийского театра увидят зрители XXIII Летних балетных сезонов?
Константин Иванов: "Жизель", где классическая история любви решена с достаточной долей интриги и неожиданным финалом. Спектакль довольно эмоционально воспринимается, потому что я не оставляю Альберта жить: после пережитого на кладбище он сходит с ума и умирает от разрыва сердца. Получается большой, серьезный, могучий финал, яркая точка доминирования мужского танца. Мы показываем, что мужской и женский танец в балете - равные участники.
Покажем и "Эсмеральду" - полностью в моей версии, со сложнейшими танцами. Я ввел в спектакль сложнейшее па-де-де в хореографии Березова и гран-па "Эсмеральда", которое дает спектаклю немалый градус накала уже в первые 15 минут. Этот балет очень популярен, мы часто с ним гастролируем. В нем много самобытных мужских партий - Квазимодо, Фэб, Клод Фролло, Клопен Труйльфу, Гренгуар. Все танцевальные, хочу подчеркнуть. Минимум пантомимы.
А для юных балетоманов что-то приготовили?
Константин Иванов: Балет "Чиполлино" Генриха Майорова. Этот яркий, позитивный, солнечный спектакль проверен временем, рекомендую смотреть его всей семьей. Он долгое время шел в Большом театре, я танцевал графа Вишенку. Вообще целое поколение танцовщиков Большого театра прошли через "Чиполлино" Майорова, это очень хорошая школа. А восемь лет назад Генрих Михайлович перенес этот спектакль к нам в театр.
И еще летом покажем зимнюю сказку - "Щелкунчик". Версия также вашего покорного слуги. Единственное, что у нас идет цитатой - финальное па-де-де Вайнонена. Спектакль тоже танцевальный. В своей хореографической деятельности я выступаю за действенный танец и использую минимум пантомимы. Считаю: если пантомима является наследием, как, например, в "Жизели", то, безусловно, ее надо сохранять и передавать из поколения в поколение, а в спектаклях, которые ставлю сам, места пантомиме не оставляю.
У Марийского театра оперы и балета огромный балетный репертуар - более 30 спектаклей. Есть уникальные вещи - постановки Эйфмана, есть и классика… Как вы выстраиваете репертуарную политику?
Константин Иванов: Признаюсь, в нашем репертуаре я стараюсь собирать эксклюзивы, хотя и "джентльменский набор" у нас есть: то, что обязан иметь в репертуаре каждый уважающий себя театр классического балета, названия, которые воспитывают и труппу, и зрителей. Это "Лебединое озеро", "Жизель", "Спящая красавица" и другие шедевры - список можно продолжать долго…
Но при этом мы - единственный театр в мире, где полностью представлен триптих немецкого композитора и драматурга Карла Орфа - "Триумф Афродиты", "Кармина Бурана" и "Катулли Кармина" в постановке Май-Эстер Мурдмаа. В ее же хореографии идут "Мастер и Маргарита" и "Весна священная" Стравинского.
Есть балет "Белая сирень" о судьбе и жизни Сергея Рахманинова. Есть "Цветик-семицветик", "Василиса прекрасная", который идет только у нас.
Наша гордость - "Русский Гамлет" в постановке Бориса Эйфмана. А в июне закончился первый этап постановки балета "Красная Жизель" также Бориса Яковлевича. Премьера запланирована на 29 ноября.
Надо сказать, что наш театр - единственный в стране, да и в мире, где будут присутствовать два названия великого хореографа. Более того, ни в одном театре нашей страны нет балета Эйфмана в постоянном репертуаре. Огромное счастье, что Борис Яковлевич делает нам такой подарок.
Как вам это удалось?
Константин Иванов: В свое время, в 2000 году, будучи солистом Большого театра России, я танцевал в "Русском Гамлете" главную партию - Павла I. И с тех пор у нас с Борисом Яковлевичем сложились теплые отношения.
Лексика Эйфмана сложная, неповторимая, его язык освоить непросто, и в начале 2000-х нам в Большом это удалось. Возглавив марийский театр, я мечтал собрать, воспитать труппу, способную освоить лексику Эйфмана. И сейчас "Русский Гамлет" у нас в репертуаре! К сожалению, по условиям договора мы не можем привезти спектакль в Москву, но в качестве исключения покажем в Минске.
Константин, вы действующий артист балета, постоянно выходите на сцену. Одновременно с этим вы министр культуры республики и художественный руководитель театра. Как вы все успеваете?
Константин Иванов: Помимо того, что я министр культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл, я еще заместитель председателя правительства республики, и при этом художественный руководитель театра, председатель Марийского регионального отделения СТД, действующий педагог и, конечно, артист балета, хореограф.
Вы знаете, министр и зампред - это должности, а хореограф и артист - это профессия, которую я ни в коем случае не хочу потерять. Я занимаюсь со студентами, сам стою у станка и всегда готов выйти на сцену, и это не какое-то экстраординарное событие - вот буквально позавчера я танцевал Хана Гирея. Я всегда в форме и убежден, что нельзя ходить в зал от случая к случаю - балетная профессия не терпит пропуска.
У меня четкий график. Помогает и тот факт, что наша республика компактная, а город логистически удобный. За один день могу посетить четыре района республики, в одном из них провести совещание, вернуться в Йошкар-Олу и вечером посмотреть спектакль. Ежедневно обеденное время я провожу в театре: вместо обеда у меня урок классического танца, я занимаюсь со студентами и сам занимаюсь вместе с ними.
С чего, на ваш взгляд, стоит начать знакомство с балетом человеку, который никогда ничего балетного не смотрел?
Константин Иванов: Главное - попасть на хороший балет, чтобы не было травмы от искусства. И начинать надо с классики, например, на Летних балетных сезонах, где в полной мере можно получить радость от общения с эти видом искусства.
Константин Иванов был ведущим солистом Большого театра: исполнял партии Зигфрида в "Лебедином озере", Принца в "Щелкунчике", Дезире в "Спящей красавице", Павла I в балете "Русский Гамлет" и многие другие. Его партнерши - знаменитые балерины Галина Степаненко, Ульяна Лопаткина, Анастасия Волочкова, Илзе Лиепа. В 28 лет, в 2001 году, возглавил Марийский государственный театр оперы и балета им. Сапаева и вывел свой коллектив на международный уровень, чего от театра из маленького городка никто не ожидал. С 2017 года Константин Иванов - министр культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл.
В течение двух месяцев Летние балетные сезоны представят публике 17 постановок - от Чайковского и Адана до Прокофьева и Хачатуряна, среди них две премьеры - "Война и мир" и "Коппелия". "Гурманам" представится возможность сравнить разные редакции и прочтения знаменитых балетов, широкая публика сможет насладиться красотой и воздушностью танцовщиков, игрой живого оркестра, роскошными декорациями и костюмами. Минимализм "Сезоны" признают лишь в одном - в ценах на билеты: они от 1000 рублей.