Малый и средний бизнес в России ожидают роста выручки в 2024 году

Опрос предпринимателей малого и среднего бизнеса показал оптимистичный настрой.

Российские компании, работающие в сфере малого и среднего бизнеса, чувствуют себя достаточно уверенно и настроены оптимистично: почти 80% из них ожидают роста выручки по итогам 2024 года.

При этом о росте выручки по итогам 2023 года заявили 56% опрошенных предпринимателей.

Данными исследования, проведенного в июне этого года, поделилась с "РГ" компания "МойСклад" - это один из первых российских облачных сервисов в сфере торговли и производства.

За 5 месяцев 2024 года обороты компаний МСБ выросли на 21% по сравнению с аналогичным показателем 2023 года, рассказал на презентации исследования в Москве сооснователь и CEO сервиса Аскар Рахимбердиев. По его словам, одной из основных причин роста стал уход с российского рынка западных компаний, благодаря чему представители малого и среднего бизнеса смогли скомпенсировать возникший дефицит товаров как за счет параллельного импорта, так и за счет наращивания собственного производства. Наиболее успешно сегодня в МСБ развиваются такие сегменты, как производство одежды, продуктов питания и мебели.

В настоящее время именно одежда является лидером среди всех категорий: ее доля в общем объеме производства МСБ занимает 17%.

Ситуацию с рынком одежды вообще можно назвать уникальной: в результате ухода многих западных брендов малый бизнес смог стать активным участником модной индустрии, при этом число игроков растет во всех ценовых сегментах и на всех площадках - от офлайна до маркетплейсов, рассказал руководитель проекта.

Он также развеял популярное мнение, что малый и средний бизнес преимущественно работает на маркетплейсах. Несмотря на рост их влияния, обороты в традиционной офлайн-торговле также растут, хоть и меньшими темпами, отметил эксперт. "В последнее время часто звучит мнение, что офлайн-формат стремительно исчезает. Но итоги нашего исследования доказывают, что, хотя маркетплейсы и растут быстрее, офлайн-торговля все еще достаточно востребована. В январе-мае продажи компаний в офлайне выросли на 16%, на маркетплейсах - на 21%", - рассказал Рахимбердиев.

По его мнению, малый и средний бизнес продолжит активно расти и развивать производство - в первую очередь, одежды, мебели и продуктов питания. Но постепенно будет расти и доля более сложных товаров: электроники, автозапчастей, оборудования для крупного промышленного комплекса.

Ранее было опубликовано исследование, по результатам которого стало известно, откуда географически начали свой путь популярные российские интернет-магазины.