Поделиться

Как российские артиллеристы научились бороться с дронами ВСУ

Жаркая летняя ночь. Звезды видно так хорошо, что, кажется, их можно достать руками. В голове всплывают школьные уроки астрономии, и на иссиня-черном небе легко угадываются созвездия: Большая Медведица, Кассиопея, Цефей, Дракон...

Идиллия заканчивается неожиданно, когда на небосводе появляется стремительно летящая звездная цепочка и вся линия ранее невидимого горизонта расцветает яркими зарницами. Это наши артиллеристы на северском направлении ведут огонь по резервам и батареям ВСУ.

- "Звездный паровозик" - это не что иное, как спутники связи и интернета Starlink. У бойцов есть примета: увидел "паровозик" - жди налета дронов или обстрела. Поэтому наши бойцы внимательно следят за небом и стараются заранее нанести врагу огневое поражение, - объясняет сопровождающий меня боец с позывным Фуля.

Без сопровождения передвигаться по линии боевого соприкосновения не получится. Во-первых, дальше первого часового пройти бы не получилось, так как бойцы исправно несут службу в секретах, а во-вторых, кругом минные поля, которые, вдобавок к различным минам, усеяны неразорвавшимися боеприпасами со сбитых или подавленных РЭБ беспилотников ВСУ.

Спотыкаясь о невидимые в темноте корни деревьев и чертыхаясь, пробираюсь на позицию гаубиц Д-30. Если бы не помощь артиллериста, протянувшего руку, то однозначно бы растянулся на земле. Мой невидимый поводырь уверенно ведет меня, буквально тащит куда-то под землю: за бруствером оказывается деревянная дверь - вход на позиции пушкарей.

Позиции - это не просто землянка или блиндаж, а настоящий подземный город. Кроме жилого отсека под землей вырыты сухие погреба для снарядов и зарядов. Они хорошо проветриваются, несколько раз в день там замеряют влажность: от этого зависит дальность и точность стрельбы. А еще здесь кухня, склад, столовая, электростанция, командный пункт, санузел.

Все помещения соединены между собой подземными ходами. Расчет гаубицы потрудился изрядно. Земляные стены укреплены фанерой, на полу - деревянный тротуар: доски сшиты между собой в щиты, чтобы их можно было быстро перетаскивать на новые позиции. Пушкари, видать, народ хозяйственный.

- Все ходы специально сделаны узкими и изогнутыми, чтобы при взрыве, не дай бог, конечно, погасить ударную волну и осколки снарядов. Сайдинг применили, чтобы стены не осыпались и, конечно, для красоты, ведь в уютном окопе жить и воевать приятнее. Тем более что у нас в расчете люди разных профессий. Командир - инженер-геолог, два шахтера, таксист, я и земляк из Луганска - строители. Молоток и пилу держать умеем, - объясняет наводчик с позывным Фуля.

Артиллеристы, оказывается, все из мобилизованных. Мирные профессии сменили на ратное дело в разное время: некоторые начали воевать с украинскими боевиками еще 2015 году, другие - в 2022-м. Однако есть общее начало: прежде чем стать пушкарями, они уже успели послужить в пехоте, саперах или связистах.

- Наша "тридцатка" - самая лучшая пушка в мире по надежности, простоте обслуживания и потрясающей эффективности. Гаубица, как известно, прежде всего, предназначена для стрельбы по навесной траектории, но и прямой наводкой, как классическая пушка, она бьет со снайперской точностью. Снаряд можем всадить прямо в форточку, и за это мы называем орудие СВД, - рассказывает командир орудия, лейтенант Алексей с позывным Геолог.

Это не хвастовство или бравада перед посторонним. На столе размещается огромный телеэкран "домашнего кинотеатра", на котором показывают лишь одно кино - картинку с ночного беспилотника с тепловизором и прибором ночного видения. Украинские позиции находятся под колпаком не только оператора артиллерийской разведки, но и батарейцев.

- Работаем в режиме постоянной готовности. В боевое положение орудие приводится за пару минут. Пока бойцы разворачивают пушку и готовят снаряды, вычисляются данные для наводчика, а затем - огонь. Дабы цель не ушла, в минуту можем выпустить до восьми снарядов. Причем у нас есть 122-миллиметровые снаряды повышенной мощности, которые практически эквивалентны по фугасному действию 152-миллиметровым боеприпасам, - рассказывает офицер.

Неожиданно оживает рация, и весь орудийный расчет приходит в движение. Все, о чем рассказывал лейтенант, могу наблюдать воочию. Командир производит вычисления, бойцы разворачивают орудие и снимают сети, заряжающий несет заряд, наводчик колдует над прицелом. Команда: "Выстрел". Поступает корректировка, и следует уже серия выстрелов.

В воздухе пронзительно пахнет пироксилином и порохом. Горячие гильзы с помощью банника переносят в отдельный склад, а затем на пушку стремительно натягиваются противодроновые и маскировочные сети. Применяются другие средства укрытия орудия, но рассказывать о них нельзя.

- Главную опасность сейчас представляют различные беспилотники врага. Применяются дроны-камикадзе и беспилотные бомбардировщики. Огромный квадра- или гексакоптер "Баба-яга" может нести до шести 82-миллиметровых минометных мин. Иногда на него вешают сразу несколько FPV-дронов, и благодаря этому увеличивается дальность беспилотников. Расчет соседнего орудия выдержал за сутки атаку 17 дронов и без потерь отстоял свою "тридцатку", - рассказывает Фуля.

Кроме средств массировки бойцы применяют антидроновые ружья, РЭБ-установки и... солдатскую смекалку. Часовых снабжают охотничьими ружьями 12-го калибра, чтобы дробью сбить "злых птичек", а для отражения роя дронов-камикадзе применяют сети из проволоки и резиновых жгутов. Такой процесс обезвреживания FPV-дронов напоминает рыбную ловлю, только вместо невода - сетка-рабица, а вместо карасей - несущие смерть роботы. Когда наблюдатель сообщает о появлении дронов, бойцы разворачивают сеть, в нужный момент с помощью подъемных механизмов она натягивается и "злые птички" попадают в ловушку.

- На изощренные хитрости врага мы отвечаем усилением огня. Снарядов предостаточно. Подавляем противника и днем, и ночью. Враг будет разбит, победа будет за нами. Так и передайте всем на большой земле, - сказал артиллерист.