Интересные бывают повороты в истории. Судьба усадьбы царских родственников Нарышкиных тесно связана с биографией декабриста Александра Беляева. Владелец имения вельможа Лев Нарышкин в середине прошлого столетия нанял Беляева управлять своими поместьями в Саратовской и Самарской губерниях.
Уже скоро новый управляющий превратил поместье в высокорентабельное хозяйство, приносившее собственникам хороший доход. Одновременно Беляев облегчил положение крепостных крестьян, переведя их с барщины на оброк, всячески содействовал улучшению их положения.
Александр и его младший брат Петр Беляевы, с которым они большую часть жизни прошли рука об руку, происходили из небогатого дворянского рода. В семье кроме братьев было еще пять сестер. Отец Беляевых, отставной офицер, умер, когда старшему из мальчиков было всего семь лет. Братья с подросткового возраста воспитывались в богатой семье княгини Варвары Долгорукой, близкой подруги их старшей сестры. Оба окончили морской корпус и служили в столичном гвардейском экипаже. 18-летний Петр Беляев за смелость и решительность, проявленные при спасении людей во время наводнения в Санкт-Петербурге, был награжден крестом Владимира 4 степени.
Братья сочувствовали взглядам декабристов и приняли участие в восстании на Сенатской площади. Были осуждены к ссылке в Сибирь. После нескольких лет, проведенных в остроге, их перевели на поселение. В Минусинске братья успешно занимались фермерством, одновременно устроили школу, где обучали крестьянских детей.
По ходатайству князя Долгорукова, который занимал значительную должность при дворе, в 1840 году им разрешили отправиться рядовыми в действующую армию на Кавказ. Через год они получили унтер-офицерские звания, а еще через несколько лет, дослужившись до офицерского чина, смогли уволиться в отставку.
Александр и Петр Беляевы были деятельными и предприимчивыми людьми, хорошо понимали значение технического прогресса.
Родители не оставили им значительного состояния, а участие в декабрьских событиях 1825 года было препятствием к какой-либо карьере в армии или на госслужбе. Еще в молодости братья пытались устроиться в Российско-Американскую компанию, работа в которой сулила большие заработки. Вполне возможно, что, если бы этот план осуществился, судьба Беляевых могла сложиться иначе. Однако в то время их не отпустили из гвардии. Вернувшись после ссылки в Поволжье, Александр Беляев сначала нанялся для строительства барж на реке Белой, а затем им удалось уговорить нескольких своих знакомых вложиться в приобретение парохода. Корабль, строительством которого руководил непосредственно младший брат, назвали "Самара". Это был всего второй в то время пароход на Волге. Интересно, что в белый цвет, обычный для сегодняшних кораблей, братья покрасили корпус парохода в честь своей фамилии. Судно занималось перевозкой барж и уже за пять лет полностью окупило вложенные в него средства.
На шестой год пароход решили продать, поскольку после взрыва котла остальные владельцы не захотели тратиться на его восстановление. Тем не менее Александр Беляев оценивал результаты этого предприятия как "блистательные".
"Пустая робость товарищей остановила дело, которое при малой еще тогда конкуренции могло обогатить их", - писал Александр Беляев в своих воспоминаниях.
На должность управляющего имениями Беляев тоже попал не случайно, у него были явные способности и для занятия сельским хозяйством.
Он не только увлекался агротехнологическими усовершенствованиями, пытался использовать сельхозтехнику, но и много сделал для организации жизни сельчан. Впоследствии Александр Петрович не без гордости написал, что за полтора десятка лет благодаря предпринимаемым мерам безопасности в поместьях Нарышкиных случился всего один значительный пожар. И это в то время, когда многие села постоянно сгорали дотла, а крестьяне лишались своего имущества.
После трагической смерти первой жены при родах он женился вторично по большой любви. В Падах у уже немолодого Беляева родился сын.
Время, проведенное в поместье на Хопре, Александр Беляев вспоминал с добрыми чувствами: "В Падах, этом счастливом для меня уголке мира, упоенные полным счастием, мы прожили 15 лет, как счастливые в своей жизни".
Обратите внимание: в коротком предложении слово "счастье" встречается три раза.
Одним из главных событий во время жизни бывшего декабриста в Падах стало освобождение крестьян в 1861 году. Беляев считал, что благодаря этой и другим реформам правительства императора Александра II во многом реализовались идеалы его молодости, причем мирным ненасильственным путем. Сам он активно участвовал в освобождении крепостных, выступал посредником при выделении земельных наделов, помогал сельчанам в их новом положении.
На склоне лет Беляев написал "Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном", опубликовать которые помог высоко их оценивший Лев Толстой. На завершающих книгу страницах много размышлений о том, почему спустя двадцать лет после освобождения крестьян их положение и благосостояние мало изменились. Одну из причин бывший декабрист видел в пассивности образованной и передовой части общества, которая устранилась от организации жизни на новых основаниях, уступив эту деятельность людям корыстным и недалеким.
Дворцовый ансамбль в Падах заново отстроили в середине XIX века после большого пожара. Как вспоминал Беляев, "в имении была огромная каменная оранжерея, фруктовый сад с шпанских и других сортов вишнями; в двух отделениях оранжереи были персики и абрикосы, лимонные и померанцевые деревья с плодами".
До наших дней сохранился не только обширный парк с полуторастолетними соснами и черными елями, но и часть зданий имения, серьезно обветшавших.
В 2020 году на реставрацию усадьбы Нарышкиных было выделено более 90 миллионов рублей, работы планировалось завершить к декабрю 2022 года. Во время реставрации были обнаружены скрывавшиеся под слоями краски настенные росписи.
Однако затем общественники из регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и градозащитного совета при областной Думе обвинили подрядную организацию в причинении ущерба памятнику.
Как выяснилось, вместо замены сгнивших деревянных конструкций была полностью разобрана часть одного из зданий, причем доски даже не пронумеровали. Управление Минкульта РФ в ПФО через суд привлекло подрядную организацию ООО "Таласса" к административной ответственности.
Суд признал, что реставраторы не выполнили обязательные противоаварийные и консервационные мероприятия. Договор с подрядчиком расторгли, а его номинировали на звание "Вандал года" общественной антипремии "Бандерлоги наследия", учрежденной писателем Захаром Прилепиным.
Как рассказали корреспонденту "РГ" в областном комитете культурного наследия, с тех пор подрядная организация еще раз сменилась. Сейчас реставрацией занимается АО "Межобластное научно-реставрационное художественное управление", которому выдано разрешение на производство работ до 1 октября 2025 года. В мае подрядчик представил в комитет на согласование доработанную проектную документацию по сохранению деревянной части здания.
Земли по берегам Хопра дядя Петра I Лев Кириллович Нарышкин получил от племянника в конце XVII века. Его сын переселил сюда крестьян из-под Каширы и Мурома, основал село Пады.
Нарышкины активно занимались благотворительностью, открывали школы, в Падах в конце XIX века построили больницу с родильным отделением, народный дом с чайной и читальней, земское начальное училище и даже метеорологическую станцию.
Усадьба уцелела в годы революции, а в советское время здесь размещались госпитали и санаторий.