Подробности изменений рассказали в Федеральной нотариальной палате. В частности, в Единую информационную систему (ЕИС) нотариата будут оперативно поступать сведения о регистрации смерти граждан, а также об исправлениях и изменениях в актовых записях о смерти.
"Прежде всего, такая мера позволит своевременно пресекать незаконное использование доверенностей, выданных умершими гражданами, - поясняют в нотариате. - По действующему законодательству нотариус может получить сведения о смерти из Единого государственного реестра ЗАГС только по запросу в отношении конкретного человека в связи с совершением нотариального действия. В среднем в сутки в органы ЗАГС поступает порядка 14 тысяч запросов от нотариусов по различным актовым записям: о рождении, заключении брака, разводе, отцовстве, смерти".
Когда в ЕИС нотариата ежедневно будут поступать актуальные сведения органов ЗАГС о государственной регистрации смерти, доверенности, утратившие силу, будут сразу отмечаться в реестре нотариата. Недобросовестные поверенные не смогут провести сделку, продать собственность, снять деньги со счета или совершить другие юридически значимые действия от имени ушедшего из жизни человека, подчеркивают эксперты.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, подключение нотариусов к широковещательной рассылке ЗАГС позволит сделать информацию о том, что доверенность перестала действовать в связи со смертью доверителя, публичной, и предоставлять эти данные при проверке документа через открытые сервисы нотариата.
Также нововведение ускорит и упростит работу с наследственными делами, поможет устанавливать потенциальных наследников из числа родственников умершего гражданина. Кроме того, автоматизированная обработка информации из реестра ЗАГС в системах нотариата полностью ликвидирует возможность несанкционированного получения сведений о завещаниях до смерти их авторов.
Кроме того, устанавливается обязанность нотариуса при ведении наследственных дел проверять через запросы в ЕГР ЗАГС подлинность документов о родстве, которые ему предоставляют. Это позволит минимизировать риски мошенничества, когда посторонние лица незаконно присваивают себе имущество наследодателей.
Ко второму чтению законопроект был дополнен нормами о порядке регистрации личных фондов. Как наследственных, которые регистрируются после смерти учредителя, так и прижизненных. В частности, изменен орган, ответственный за регистрацию личных фондов: вместо Министерства юстиции им станет Федеральная налоговая служба.
"Сейчас при создании личного фонда нотариус контролирует, что воля учредителя совпадает с положениями устава и условий управления фонда, а сами документы не противоречат нормам закона, - рассказывают в ФНП. - Затем учредитель самостоятельно подает полный комплект документов в территориальное управление Минюста. Теперь, согласно поправкам, информация о создании, реорганизации или ликвидации личного фонда и изменениях в учредительных документах сможет быть внесена в ЕГРЮЛ напрямую по заявлению нотариуса".
Как отмечал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, таким образом, процесс регистрации фондов будет проходить проще и быстрее благодаря налаженному электронному взаимодействию между нотариатом и налоговой. Полномочия нотариусов по проверке документов на соответствие законодательству при этом остаются.
Помимо этого, в документе прописывается порядок действий нотариуса, который удостоверяет решение об учреждении личного фонда и направляет заявление на его регистрацию. Как результат, вся процедура станет прозрачнее и понятнее, а учредитель сможет урегулировать все вопросы еще на этапе удостоверения документов у нотариуса.