Рост биржевых цен начался с мая, и наиболее сильно подорожал бензин марки АИ-95, котировки которого вплотную приблизились к значениям топливного кризиса осени прошлого года. После объявления о возобновлении запрета на экспорт 23 июля биржевые цены АИ-95 снизились с пика к сегодняшнему дню всего на тысячу рублей, до 74 047 руб. за тонну. То есть продолжают находиться на очень высоком уровне.
Для сравнения, марка АИ-92 подешевела на 3 тыс. руб., до 54 720 руб. за тонну. По данным Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), ситуация на биржевых торгах не уникальна, схоже ведут себя, но с некоторым отставанием по времени, внебиржевые индексы бензина, то есть цены при прямых оптовых сделках продавцов и покупателей.
В рознице цены также растут, но почти укладываются в темпы инфляции и едва ли превысят их, поскольку за этим строго следит Федеральная антимонопольная служба (ФАС). По последним данным Росстата, марка АИ-92 с начала года подорожала на 5%, а марка АИ-95 - на 5,2%. Инфляция с начала года к 29 июля - 4,99%. Для крупных Вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые контролируют всю производственную цепочку от добычи нефти до реализации бензина на АЗС, проще будет торговать топливом в минус, переложив затраты на оптовый сегмент продаж, но не привлекать к себе внимание ФАС.
Август и сентябрь традиционно самые опасные месяцы для топливного рынка России. Потребление бензина остается высоким, сезон отпусков еще не закончен, а спрос на дизельное топливо (ДТ) начинает быстро увеличиваться из-за наступления сезона сельскохозяйственных работ. Причем после запрета экспорта экономических рычагов давления на стоимость бензина не осталось, только административное регулирование.
Впрочем, пока о действенности запрета судить рано, он только начал действовать и не мог повлиять на баланс спроса и предложения на рынке, считает заместитель председателя набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев. Рынок должен насытиться, а это не происходит в один момент.
Эксперт отмечает, что сильный рост цен на АИ-95 связан с несоответствием структуры потребления топлива, где на эту марку приходится доля около 52%, а в больших городах еще больше, и структуры биржевых продаж, где на его реализацию приходится лишь треть объемов торгов. Компании сейчас должны реализовывать на бирже определенные объемы бензина без разбивки на марки, а это неправильно, уточняет Гусев.
Ранее в СМИ появилась информация, что запрет на экспорт не действует на АИ-95, поскольку марка не поставляется за границу, но, по словам Гусева, это утверждение далеко от истины. Бензин АИ-95 экспортируется в ближнее и дальнее зарубежье. Другое дело, что объемы поставок невелики, но у нас в целом экспорт бензина не очень большой, в отличие от ДТ, поясняет эксперт.
На повышенные темпы роста цен АИ-95 на бирже также могут влиять особенности выплат нефтяникам по демпферу, которые компенсируют часть разницы между индикативной ценой топлива, установленной государством, и его экспортной ценой. Выплачивается он из бюджета нефтяникам за оптовые поставки топлива на внутренний рынок с отклонением от индикативной цены (установленной государством) не более 10% для бензина (64 515 руб. за тонну) и не более 20% - по ДТ (66 000 руб. за тонну). И для бензина в расчет берется только цена АИ-92, для ДТ - летний сорт.
В отличие от бензина АИ-92 и ДТ, бензин АИ-95 не учитывается в расчетах выплат по демпферу, говорит эксперт по энергетике Кирилл Родионов. Поэтому у нефтяников нет стимула сдерживать рост биржевых цен на этот вид топлива. Пока рост биржевых цен укладывается в рамки, заданные параметрами демпфера.
По мнению генерального директора OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, остановить рост цен на бензин АИ-95 можно только за счет его включения в параметры демпфера. Но здесь нужен компромисс - например, в виде сокращения топливных акцизов хотя бы на четверть (акциз на автомобильный бензин 5-го класса с 2025 года будет повышен до 15 755 руб. за тонну, в 2015 году он был 5530 руб. за тонну). Сейчас 74,9% от поступлений по акцизам на бензин и дизельное топливо направляется в региональные бюджеты, а 25,1% - в федеральный бюджет. Соответственно, федеральную часть акциза можно будет отменить в обмен на включение АИ-95 в расчеты по демпферу, считает эксперт.
Впрочем, есть мнение, что биржевые цены на бензин получится сбить запретом на экспорт ДТ. Его, в отличие от бензина, из России экспортируют много - половину от объемов производства. Для нефтяных компаний экспортные доходы от поставок ДТ за границу очень важны. К тому же это может стать профилактикой от подорожания ДТ, которое ожидают в августе.
По мнению Гусева, вреда от такого решения будет больше, чем пользы. Цены мы временно, может быть, и собьем, но лишимся экспортных доходов и ударим по нефтепереработке. Дизеля мы производим значительно больше, чем потребляем, поэтому придется снижать ее объемы. Наверное, лучше, чем что-то запрещать, подумать об увеличении производства АИ-95 и изменении биржевых нормативов, считает эксперт.
С точки зрения Терешкина, любые ограничительные меры могут возыметь эффект лишь в том случае, если они будут дополнены снижением издержек, рост которых является ключевой причиной роста цен на топливо. Одним из способов может стать снижение тарифов на перевозку бензина по железной дороге. В 2022 году доходная ставка РЖД составляла для нефти и нефтепродуктов 948 копеек за 10 тонно-километров, тогда как для угля - 281 копейку. Из этой разницы де-факто субсидируется угольная отрасль. Отказ от косвенных субсидий позволит снизить издержки нефтяников, считает эксперт.