Возрождение зенитной артиллерии на новом уровне становится велением времени
И самыми опасными оказались совсем не крупные и дорогие вроде "Байрактара", которые легко сбивались, а средние или небольшие самолетного типа и совсем маленькие - вертолетного. Их очень трудно обнаружить радарами в силу особенностей конструкции и малой отражающей поверхности.
Беспилотники самолетного типа, несущие как минимум 50 килограммов взрывчатого вещества, стали долетать до Москвы, Санкт-Петербурга и Казани. Прорывались даже до Нижнего Новгорода. Сейчас Киев грозится, что новые типы их беспилотников смогут достичь Урала и Сибири. Считать это пустым бахвальством в высшей степени неразумно.
Большую часть украинских дронов, атакующих глубинные территории России, на конечном участке полетов сбивают. Однако со всей очевидностью стал вопрос стоимости овчинки и выделки. Очень дешевые беспилотники самолетного типа сбивают очень дорогими ракетами. А на линии боевого соприкосновения настоящий террор устраивают дешевые квадрокоптеры и малюсенькие мультикоптеры типа FPV. Каждый из них несет всего лишь одну гранату или заряд взрывчатого вещества весом не более килограмма. Но их операторы способны наводить свои дроны в самые уязвимые места бронетехники, в блиндажные входы и даже в отдельных бойцов. Потери большие - скрывать это глупо. И ракетой FPV-дрон не собьешь.
Что в этой, казалось бы, безвыходной ситуации делать?
Как считают компетентные эксперты, пришло время реинкарнации разнокалиберной ствольной артиллерии ПВО и возрождения зенитно-пушечных армейских подразделений. В этом есть свой резон.
Вспомним не столь уж и давнюю историю. Ствольная зенитная артиллерия стала сходить на нет с появлением реактивной авиации. Пушки не могли эффективно бороться с самолетами, летавшими на большой скорости и большой высоте. А ракеты могли. Скорострельные зенитные автоматы остались лишь на боевых кораблях и в сухопутных войсках для прикрытия от штурмовиков и вертолетов.
При этом максимальный калибр отечественных пушек, входящих в ПВО Сухопутных войск, не превышает 30 миллиметров.
Основой ПВО СССР изначально стали ракетные системы С-25, С-75 и С-125, позже - С-200.
Во время воздушной агрессии США в северном Вьетнаме именно ракетами наших комплексов С-75 и С-125 сбили основную часть американских самолетов, в том числе стратегических B-52. Однако и ствольная артиллерия там играла важнейшую роль. Огонь артиллерийских орудий оказался настолько плотным и точным, что опускаться ниже двух километров для американских "Фантомов" и "Скайхоков" было равносильно самоубийству.
Основой зенитной артиллерии, поставляемой СССР северному Вьетнаму, были 57-мм пушки АЗП-57 комплекса С-60. Менее известны 100-мм орудия КС-19 и 130-мм КС-30. И если про орудия калибра 57-мм сейчас пишут много, то про 100-мм и 130-мм - практически ничего. А ведь именно этот калибр наиболее эффективен в борьбе с дронами - крылатыми и вертолетного типа. Прекрасным дополнением к ним могут стать, как ни странно, гаубицы калибров 122-мм и 152-мм, которые в качестве зенитных никогда и не рассматривались. Но времена изменились.
Вспомним, как строилась работа зенитной артбатареи. 6-8 орудий размещались так, чтобы их совместный огонь эффективно прикрывал защищаемый объект. Все пушки соединялись электрокабелями с основным командным пунктом, откуда они синхронно управлялись и получали все данные на стрельбу. Когда вражеский самолет входил в зону поражения, из всех стволов открывался просто ураганный огонь. Снаряды разрывались на пути самолетов, засевая небо перед ними плотной завесой осколков. Прорваться через стальной дождь было проблематично. Особенно эффективно это было на малых и средних высотах.
Атакующие дроны обычно летают на высотах до 5 километров, перед целью опускаясь еще ниже - до нескольких сот метров. И становятся отличной целью именно для зенитной артиллерии. Помимо радиолокационных систем обнаружения есть оптико-электронные. Они прекрасно обнаруживают все типы беспилотников днем и ночью, да и наводят очень точно - с ошибкой максимум в несколько метров, а порой погрешность измеряется сантиметрами. Поражающие элементы разорвавшегося перед беспилотником снаряда неизбежно прервут его полет. Почему наиболее эффективными могут стать зенитные пушки калибра 100-мм и 130-мм? Каким образом в качестве противовоздушных можно использовать самоходные сухопутные гаубицы? И почему применение крупнокалиберных самоходок в борьбе с дронами на линии боевого соприкосновения даже предпочтительнее зенитной артиллерии?
Ответ - в количестве поражающих элементов в одном снаряде. Чем крупнее калибр - тем их больше. Есть еще один нюанс. В классических зенитных снарядах старого образца поражающие элементы разлетаются веером. А в борьбе с дронами эффективнее их сноп, летящий навстречу цели. Именно так работают шрапнельные снаряды крупных калибров. Создавались они для гарантированного уничтожения живой силы, находящейся на открытом пространстве или в окопах. Но еще более эффективными такие снаряды могут оказаться в борьбе с беспилотниками, в том числе с FPV-дронами.
Орудие 122-мм САУ "Гвоздика" поднимается на угол в 70 градусов - почти вертикально. В своем арсенале имеет шрапнельный снаряд 3Ш1, снаряженный семью тысячами игольчатых поражающих элементов. 152-мм САУ "Акация" и "Мста-С" имеют максимальный угол подъема ствола чуть ниже, зато в их шрапнельных снарядах упаковано по 9000 увесистых "иголок". Облако стали при разрыве шрапнельных снарядов по курсу полета беспилотников разорвет их в клочья. И это будет намного дешевле, чем сбивать дроны ракетами.
Конечно, для обеспечения работы сухопутных САУ по воздушным целям необходима либо их доработка, либо придание им радиолокационных и оптико-электронных систем, отслеживающих воздушную обстановку. Но это дело не столь уж и сложной техники. Задача вполне решаема.
Дело за малым - возродить зенитную артиллерию, использовав ее в первую очередь против дронов. Грамотно расставить батареи крупнокалиберных самоходных зениток по дроноопасным направлениям и вокруг защищаемых объектов. Технически у нас все для этого есть. Увы, организационно-штабные решения почти всегда реализуются труднее, чем технические. Но решать надо - ждать никак нельзя.
Можно добавить, что в качестве усиления противовоздушной обороны наземных объектов, находящихся в зоне досягаемости украинских крылатых беспилотников, можно использовать дирижабли. Различные энтузиасты неоднократно говорили и писали об их боевом применении. Летающие образцы демонстрировались на аэрокосмических салонах МАКС в Жуковском. Здесь тоже дело не за техникой, а за организационными решениями.
На дирижабли можно устанавливать оптико-электронные станции дальнего обнаружения и точного наведения. Можно и нужно ставить радары нового типа, способные обнаруживать даже "невидимые" беспилотники, и они у нас есть.
Если говорить о защите от FPV-дронов на линии боевого соприкосновения, то организовать там ПВО нового типа можно хоть завтра - на основе САУ "Акация", "Гвоздика" и "Мста-С". Для этого даже не нужны взрыватели с управляемым дистанционным подрывом. Достаточно тех, что есть в штатных шрапнельных снарядах. Они инициируют подрыв снаряда вблизи от защищаемого объекта. Особая точность в наведении тут не нужна. Через тучу смертоносных иголок никакой дрон не пролетит.