На прочной основе
Российская газета: Делегации из КНР, в том числе руководители страны высшего звена, традиционно принимают участие в Восточном экономическом форуме. Что, на ваш взгляд, такие встречи дают двусторонним связям Китая и России?
Пяо Янфань: В этом году исполняется 75 лет со дня установления дипломатических отношений между Китаем и Россией. Под руководством Председателя КНР Си Цзиньпина и Президента РФ Владимира Путина две страны поддерживают высокий уровень всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, что стало образцом нового типа международных связей и отношений соседних крупных держав.
ВЭФ представляет собой яркое проявление поворота России на Восток и все больше превращается в важную платформу для продвижения китайско-российского сотрудничества в различных областях. Китай всегда активно поддерживает ВЭФ и принимает в нем участие. Председатель КНР Си Цзиньпин приехал во Владивосток в 2018 году на 4-й ВЭФ, а в 2021-м принял участие в 6-м форуме по видеосвязи, благодаря чему сотрудничество Китая с Дальним Востоком России приобретало все более четкие программные очертания и все более мощный импульс.
Экономика Китая продолжает восстанавливаться, и страна уверенно продвигается вперед. На 3-м пленуме ЦК КПК 20-го созыва разработан грандиозный план всестороннего углубления реформ для продвижения модернизации. На пленуме подчеркнуто, что Китай будет продолжать совершенствование социализма с китайской спецификой и обновление государственного управления, в том числе создавая механизмы поддержки инноваций и открытости внешнему миру.
Китай приветствует стремление российской стороны поделиться дивидендами развития Китая и возможностями его мегарынка, чтобы совместными усилиями удовлетворить стремление народов двух стран к лучшей жизни.
Тема ВЭФ в этом году - "Дальний Восток-2030. Объединим усилия, создавая возможности". В форуме примут участие китайские руководители, а также главы местных правительств и предприятий. Ожидается, что обе стороны в полной мере используют эту платформу, сосредоточатся на стратегическом планировании и долгосрочной перспективе, проведут углубленные дискуссии по практической реализации важного консенсуса, достигнутого главами государств двух стран, чтобы и дальше способствовать упрочению политического взаимодоверия, делового сотрудничества, гуманитарных обменов и стратегического взаимодействия между двумя странами.
РГ: Китай вложил в проекты на Дальнем Востоке России 817 миллиардов рублей в рамках преференциальных режимов, из них большая часть - 700 миллиардов - приходится на строительство Амурского ГХК. Какие еще сферы привлекательны для китайского капитала?
ПЯ: Главы Китая и России активно поддерживают укрепление регионального и приграничного сотрудничества и расширение всесторонних обменов. Все больше китайских предприятий проявляют большой интерес к взаимодействию с российским Дальним Востоком, и Китай уже много лет является крупнейшим торговым и инвестиционным партнером региона. Мы готовы и дальше работать с российской стороной, принимать активные меры по активизации торговли такими сырьевыми товарами, как энергоресурсы, минералы и продовольствие, а также сотрудничать в области сельского, лесного и рыбного хозяйства, инфраструктуры, промышленности и инноваций. Намерены расширять контакты в новых сферах - в торговле услугами, цифровой экономике, трансграничной электронной коммерции, низкоуглеродных технологиях, а также укреплять гуманитарное сотрудничество в области образования, культуры, здравоохранения, спорта и туризма.
Новой инициативой по развитию экономики Дальнего Востока и расширению сотрудничества между Россией и АТР стала идея о международных территориях опережающего развития. Китай уделяет этому пристальное внимание и готов прилагать усилия совместно с российской стороной для повышения уровня инвестиционного сотрудничества и содействия реализации крупных проектов, обеспечивая права и интересы инвесторов и создавая справедливые и равные условия для них.
Мы надеемся, что российская сторона будет и дальше улучшать условия ведения бизнеса, укреплять защиту инвестиций, расширять сферу действия преференциальных режимов, оказывать адресную помощь и устранять "узкие места" в синхронизации стандартов и трудовой политике в целях поощрения инвестиционной деятельности.
РГ: В 2023 году компании из КНР совершили первые восемь рейсов по Северному морскому пути. Действуют автомобильный и железнодорожный трансграничные мосты, строится трансграничная канатная дорога. Какие транспортные и логистические решения еще требуются для дальнейшего наращивания грузооборота и пассажирского сообщения между РФ и КНР?
ПЯ: В мае этого года Председатель КНР Си Цзиньпин и Президент РФ Владимир Путин в ходе встречи в Пекине подчеркнули, что необходимо углублять взаимодействие в области транспорта, логистики и пограничных пунктов пропуска, в том числе посредством формирования бесперебойных и устойчиво развивающихся транспортных и логистических коридоров, развития прямых и транзитных маршрутов между Китаем и Россией. Нужно прилагать совместные усилия по синхронизации развития инфраструктуры, усилению регламентированного управления и повышению эффективности контрольных процедур на пунктах пропуска, увеличению их пропускной способности для стабильного перемещения грузов и пассажиров. Следует наращивать объемы перевозок и провозные возможности железнодорожного маршрута Китай - Европа через территорию РФ, совместно обеспечивать безопасную и высокоэффективную транспортировку грузов. Надо активно содействовать развитию воздушного сообщения и поощрять авиакомпании к увеличению количества рейсов и расширению географии полетов между двумя странами. Решено создать в рамках Китайско-Российской комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств подкомиссию по развитию Северного морского пути, продвигать использование СМП в качестве важного международного транспортного коридора, стимулировать компании двух стран к росту грузоперевозок по этому маршруту и строительству логистической инфраструктуры. В настоящее время обе стороны работают над реализацией этой важной договоренности, достигнутой главами двух государств.
На территории консульского округа Генерального консульства Китая во Владивостоке, граничащей с провинциями Хэйлунцзян и Цзилинь, пять сухопутных и два железнодорожных пункта пропуска на границе с Китаем, которые играют ключевую роль в создании транспортных коридоров. В последние годы обе стороны активно строят сеть, основанную на железных и автомобильных дорогах, аэропортах, портах, пропускных пунктах и трубопроводах, чтобы способствовать движению товаров, капитала, технологий и людей. Для снижения логистических затрат и повышения эффективности экономической деятельности обе стороны укрепляют транспортную инфраструктуру и избавляются от точек блокировки в аппаратном и программном обеспечении. Мы совместно реализуем проекты МТК "Приморье-1" и "Приморье-2", изучаем возможности развития мультимодальных морских и железнодорожных перевозок "море - железные дороги", "река - море - железные дороги", открываем новые воздушные маршруты. Российская сторона планирует и осуществляет реконструкцию и строительство пунктов пропуска, причалов портов, железных дорог, автомагистралей, аэропортов, "сухих портов" и логистических парков, что, по нашему мнению, будет способствовать бесперебойному потоку экономического и торгового сотрудничества между Китаем и Россией и перемещению людей между двумя странами.