Каким будет новый национальный проект по экономике данных

Глава минцифры Максут Шадаев на пленарной сессии Kazan Digital Week-2024 рассказал о приоритетных направлениях национального проекта "Экономика данных". Значительный акцент в нацпроекте сделан на развитии образования и участии в этой работе крупных IT-компаний.
Главе Татарстана на экспозиции Kazan Digital Week представили новейшие разработки IT-компаний.
Главе Татарстана на экспозиции Kazan Digital Week представили новейшие разработки IT-компаний. / Егор Алеев / ТАСС

По словам главы ведомства, сейчас начинается завершающий этап формирования нацпроекта. База нацпроекта уже ясна, важно четко идентифицировать приоритеты.

В вопросе развития сетей связи акцент будет сделан на строительстве сетей 5G и на развитии спутниковой группировки. Одна из задач - сделать стандартом для многоквартирных домов скорость подключения к Сети в 1 Гбит/сек.

"В крупных городских агломерациях будем развивать на основе серийно выпускаемых отечественных базовых станций. Планируем поддерживать модернизацию городских сетей фиксированного доступа, чтобы обеспечить подключение многоквартирных домов на скорости не ниже 1 Гбит в секунду. К 2030 году - завершить подключение всех малочисленных населенных пунктов и создание в них инфраструктуры мобильного интернета, мобильной связи. Будем строить свою низкоорбитальную группировку доступа в интернет. Было два запуска, шесть аппаратов на орбите. Планируем обновить нашу группировку на геостационарах", - заявил Шадаев. Как следовало из презентации министра, на орбите должно оказаться 383 низкоорбитальных спутника, а группировка геостационарных аппаратов будет пополнена восемью аппаратами.

Существенный акцент будет сделан на программах, связанных с образованием и подготовкой кадров. По словам Шадаева, будет продолжена программа дополнительного обучения школьников программированию. Кроме того, в нее добавят робототехнику. "Будем и дальше давать возможность студентам в дополнение к основной получить вторую специальность, связанную с IT. Для школьников и для студентов совместно с российскими бигтех-компаниями создадим цифровую платформу обучения основным навыкам программирования и работе с большими данными и технологиями искусственного интеллекта", - сообщил Шадаев.

Обучать школьников и студентов IT будут на специальной платформе, создаваемой совместно с крупнейшими компаниями

Министр напомнил о недавних инициативах, связанных с вовлечением бизнеса в процесс подготовки кадров. Шадаев полагает, что это позволит поднять качество обучения, особенно в региональных вузах. Важнейшее направление касается междисциплинарных специалистов. Эта программа "связана с подготовкой инженеров будущего, которые будут заниматься технологиями искусственного интеллекта, робототехники". Отдельный акцент будут сделан на углубленной подготовке специалистов международного класса, "разработчиков, которые будут двигать технологическое развитие".

Значительный объем задач связан с поддержкой бывших студентов, которые только начинают работу в IT. "Будем готовить, помогать и консультировать команды стартапов, софинансировать часть расходов бизнеса на первые пилотные внедрения новых решений. Будем поддерживать их последующее тиражирование и выход на новые рынки дружественных стран", - подчеркнул Шадаев.

И, конечно, не обошлось без привычной уже темы противодействия киберпреступности. Защищать планируют как инфраструктуру, так и граждан. Центром этой работы должна стать создаваемая антифрод-платформа.

"Создаваемая при участии Центробанка и МВД, она позволит обеспечить онлайн-взаимодействие госорганов, банков, микрофинансовых организаций, операторов связи, цифровых платформ, для того чтобы не допускать совершения преступлений, предупреждать их оперативно", - пояснил министр.

Заявлено создание систем по борьбе с фишинговыми сайтами, продолжится борьба с подменными номерами и серыми сим-картами. "Будем распространять хорошо зарекомендовавшую себя практику внешнего тестирования ключевых государственных информационных систем", - сообщил министр. Вероятно, речь о пентестах и багбаунти-программах.