Жители ПФО стали чаще ходить в онлайн-магазины за автозапчастями и реже - за косметикой

Объем рынка интернет-торговли в Приволжском федеральном округе (ПФО) за первое полугодие вырос на 38,5 процента по сравнению с аналогичным периодом 2023-го и составил 563,5 млрд рублей. Такие данные "РГ" предоставила Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ).

Согласно исследованию, единственный регион в округе, где объемы по сравнению с первым полугодием прошлого года снизились, это Чувашия (-14 процентов), в остальных наблюдается динамичный рост. Наиболее интенсивным он оказался в Башкортостане и Марий Эл (в каждом +52 процента), Оренбургской области и Удмуртии (50 процентов). Совсем ненамного отстают по показателям другие субъекты: в Пермском крае рынок интернет-торговли увеличился на 45 процентов, более чем 40-процентный рост в Ульяновской, Кировской областях и Мордовии, также по 36-39 процентов прибавили Пензенская, Самарская, Саратовская, Нижегородская области и Татарстан.

Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж в ПФО составила 12,6 процента. Однако в ряде регионов округа она ненамного ниже общероссийского показателя (14,9 процента) или даже превышает его. Например, онлайн-покупки в общей рознице в Ульяновской области составляют 15,7 процента, в Кировской - 15.

В ассоциации сообщили, что самые популярные товары для покупок в интернете у жителей Приволжья, которые по сумме покупок опережают остальные, в первом полугодии: цифровая и бытовая техника - на нее приходится 16,4 процента; товары для дома и мебель - 14,4, одежда и обувь - 14,1, продукты питания (готовая еда, блюда из ресторанов и продукты из магазинов) - 13,9, автозапчасти и автоаксессуары - 7 процентов. Причем автомобильный ассортимент в ПФО вытеснили из топ-5 категорию, которая на пятой строчке практически во всех остальных субъектах - это товары для красоты и здоровья (6,9 процента). Заметную долю в интернет-покупках занимают также инструменты - 4,3 процента, онлайн-подписки, приложения - 4,1, товары для детей и спортивные - 3,8 и 3,2 процента соответственно.

Самый динамичный рост объемов продаж по сравнению с первым полугодием 2023-го у категорий "товары для творчества" и "аптеки" - 170 и 165 процентов соответственно, также заметно прибавили "автозапчасти и автоаксессуары" (+117 процентов), "подарки и цветы" (+110), "ювелирные изделия и часы" (+83), "продукты питания" (+74 процента). В целом такая динамика является общероссийской, резюмируют эксперты АКИТ.

Заметное увеличение среднего чека в интернете показали ювелирные изделия: рост составил 59 процентов при средней стоимости покупки 5813 рублей. 20-29 процентов прибавил чек на приобретение автозапчастей, цифровой и бытовой техники, одежды и обуви (3156, 12 373 и 4055 рублей соответственно). В остальных категориях показатель либо изменился незначительно на размер инфляции, либо вовсе снизился.

Рынок e-commerce продолжит расти. По данным Nasdaq, к 2040 году до 95 процентов всех покупок будет совершаться в интернете. Сегодня доля онлайн-торговли в России в общем объеме розницы составляет 14,9 процента (данные АКИТ). Для сравнения, в Китае это более 27 процентов, в Великобритании - почти 30. Эксперты Tinkoff e-commerce отмечают, что, несмотря на кажущееся доминирование крупных маркетплейсов, таких как Ozon и Wildberries, "Яндекс.Маркет", покупатели отдают должное и нишевым игрокам, обычно представляющим товары одной категории или охватывающим несколько смежных.

"Рынок нишевых маркетплейсов относительно молодой, но активно развивающийся. В 2023 году обороты рынка нишевых маркетплейсов увеличились на 27 процентов и составили 591 млрд рублей при сохранении текущих темпов роста, а объем продаж нишевых маркетплейсов превысит 1 трлн рублей в 2026 году", - говорится в исследовании. .

Прямая речь

Артем Соколов, президент АКИТ:

- Очевидно, что сегодня интернет-торговля становится важным каналом для населения: в тех регионах, где плохо развит непродуктовый ретейл, где сложные рельефы местности и непростой климат, это оказалось настоящим решением для местных жителей приобрести огромный ассортимент товаров, доступных ранее только в городах-миллионниках.