Наушники AirPods Pro 2 официально признали слуховым аппаратом: почему это важно
Через три дня после презентации Apple, на которой компания объявила, что наушники AirPods Pro 2 получат программное обновление, добавляющее им функции слухового аппарата, американское управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств(FDA) одобрило использование AirPods Pro 2 в качестве такого устройства.
Как обычно Apple выступает не в роли технологического пионера, а как дизраптор рынка, как когда-то это было на рынке смартфонов и умных часов. Disruptor (разрушитель) - так обычно называют компании, которые радикально меняют консервативные рынки в результате появления на них инновационных продуктов.
"В 2022 году FDA в США официально легализовала слуховые аппараты как продукт OTC (over the counter - товары, для приобретения которых не требуется рецепт). Уже два года на этом рынке работают Sony и Jabra. Но сравнивать масштаб влияния этих компаний и Apple невозможно, - говорит издатель портала "Лечащий врач" Денис Самсонов и продолжает: - Топовый слуховой аппарат можно сравнить с аудиофильскими наушниками. Но, кроме задачи качественного воспроизведения звука, устройство, с помощью встроенных процессоров, подстраивается под текущую акустическую среду, отделяет речь от внешнего шума, фокусируется на голосе человека, с которым разговаривает владелец. Это сложный и дорогой прибор. Цена серийного аппарата достигает 3-4 тыс долларов, за одно устройство (обычно требуется пара).
По словам Самсонова, как правило, слуховые аппараты назначает и продает один и тот же человек - врач-сурдолог. Его услуги по измерению слуха, подбору и настройке аппарата входят в стоимость устройства.
Однако и этот консервативный рынок постепенно меняется. В последние годы даже рецептурные слуховые аппараты можно купить в интернет-магазинах с существенной скидкой, но без услуг по настройке. Также важным шагом стало и недавнее появление безрецептурных устройств. Эти аппараты можно купить в магазине или маркетплейсе и настроить самостоятельно. При сравнимых характеристиках они заметно дешевле традиционных. Однако у OTC-устройств есть существенный недостаток. При самостоятельной настройке владелец склонен завышать уровень звука, что может, наоборот, привести к снижению слуха.
"Согласно общепринятым нормам, относительно безопасный уровень шума, который наше ухо может выдерживать ежедневно в длительном режиме - около 80 децибел. Это довольно громкий звук. Все, что выше - очень сильно раздражает слуховой аппарат, - пояснил "РГ" Алексей Решетун, ассистент кафедры анатомии человека Института анатомии и морфологии имени академика Ю.М.Лопухина Пироговского Университета. - Наш слуховой аппарат - это довольно сложное и нежное образование, которое состоит из нескольких частей. При высоком уровне шума, при постоянной вибрации и гиперраздражении чувствительность этих образований падает и может возникнуть нейросенсорная тугоухость. У человека, вне зависимости от возраста, возникают проблемы со слухом. Например, он хуже различает тихую речь".
В случае с AirPods Pro 2 проблему корректной настройки должен решить тест слуха, разработанный Apple, который представляет собой клинический тест слуха, основанный на тональной аудиометрии. Он занимает около 5 минут в AirPods Pro 2 и совместим с iPhone или iPad. После завершения теста пользователь получает результат проверки слуха, который содержит аудиограмму (график, показывающий результаты проверки слуха) и число, соответствующее потере слуха в каждом ухе, а также классификацию и рекомендации. Эти данные сохраняются в приложении Health, где их можно показать лечащему врачу.
"Продажа слуховых аппаратов - рынок-айсберг. Маркетологи Apple говорят о полутора миллиардах человек в мире, которым необходима помощь таких аппаратов, хотя большинство из этих людей не признается в этом, даже самим себе. Удастся ли Apple убедить этот миллиард пользоваться слуховым аппаратом, хотя бы в форм-факторе наушников, сложный вопрос. Никто пока этого не делал. О том, насколько серьезно компания подходит к рынку не только аппаратов, но и носимых медицинских приборов в целом, пока сказать ничего нельзя. Подозреваю, что и внутри Apple нет единого понимания, и мы присутствуем при масштабном эксперименте" - считает Самсонов.
Врачи пока осторожны в оценках нового устройства. "Понижение слуха может быть связано с разными причинами, в том числе, и различными заболеваниями. Слуховой аппарат подбирает и настраивает врач-сурдолог по результатам аудиологического обследования слуха пациента с помощью специальной программы. Иногда приходится перебрать несколько моделей, чтобы выбрать наиболее подходящий слуховой аппарат. И, главное, врач должен установить причину ухудшения слуха - чтобы не пропустить опасные заболевания", - говорит Решетун. - То, что AirPods Pro 2 получили сертификацию FDA, означает, что их разработчики провели необходимые клинические исследования, подтвердившие их эффективность и безопасность при использовании. Но не видя конкретные результаты таких испытаний, результаты тестирования, делать вывод о том, можно ли без проблем применять гаджет самостоятельно, довольно сложно".
Однако помимо сурдологического аспекта трансформации AirPods Pro 2 из обычных наушников в слуховой аппарат у этого решения есть и другие аспекты. Как медицинские, так и социальные. По данным исследования университета Джона Хопкинса, умеренное снижение слуха приводит к двукратному повышению риска деменции. Тяжелое снижение - увеличивает этот риск в пять раз. Слабослышащий человек меньше общается, стесняется переспросить, начинает избегать не комфортных для себя ситуаций, число его социальных связей снижается. Ассоциация снижения слуха со старостью и деменцией также стигматизируют проблему.
"Дизайн современных слуховых аппаратов выполнен с задачей максимально замаскировать устройство, сделать его незаметным для окружающих, косвенно признавая ношение таких аппаратов недостатком. Моя попытка заказать себе аппараты ярко красного цвета провалилась. Таких просто не делают", - рассказал "РГ" Самсонов.
По его словам, в отличие от традиционных слуховых аппаратов, беспроводные наушники, особенно Apple, модная, престижная вещь, которую принято демонстрировать. Носить эти наушники в любой ситуации социально приемлемо, а интеграция функции слухового аппарата в популярную, массовую модель снижает порог, который нужно преодолеть молодому человеку, чтобы начать корректировать слух. В данном случае влияние и авторитет бренда Apple могут сыграть положительную роль.
Возможный социальный эффект от миллионов людей, которые начнут больше общаться, изменят образ жизни, дольше сохранят ясность ума, существенно превосходит все оценки этого рынка, выполненные в денежном выражении", - говорит эксперт.