Нефть добавила в бюджет почти триллион рублей

За восемь месяцев этого года нефтегазовые доходы бюджета составили 7,6 триллиона рублей, что близко к показателям рекордного по поступлениям в казну из отрасли 2022 года (за тот же период - 7,82 триллиона рублей). Дополнительные доходы, выше минимального плана, составили 908 миллиардов рублей. Столь высокий результат был достигнут за счет высоких котировок нашей нефти в период, когда ее добыча ограничена сделкой ОПЕК+. То есть наращивать объемы производства российские нефтяные компании не могли.
iStock

С большой долей вероятности по итогам года бюджет получит от нефтегаза ожидаемые 11 триллионов рублей. Оставшиеся 3,4 триллиона рублей нужно собрать за четыре месяца. На один из них - октябрь - придутся выплаты нефтяников за третий квартал по налогу на добавленную стоимость (НДД), которые компенсируют эффект от некоторого снижения мировых цен на нефть в сентябре. В предыдущие периоды выплат по НДД - в марте (за четвертый квартал 2023 года), апреле и июле - ежемесячные поступления в бюджет превышали триллион рублей. То есть серьезного проседания доходов бюджета произойти не должно, хотя они и могут оказаться немного ниже, чем весной и летом. Впрочем, все будет сильно зависеть от цен на нефть.

Российская нефть продается с дисконтом по отношению к эталонному североморскому сорту нефти Brent. Налоги наши нефтяные компании платят в бюджет из расчета средней цены нашей нефти марки Urals за месяц. Ранее именно этот сорт поставлялся в Европу.

Средняя цена Urals за август, по данным Минэкономразвития России, составила 70,27 доллара за баррель. В сентябре цена еще неизвестна, но, по предварительным данным агентства Argus, на начало месяца в российских портах она составила 61,2-61,6 доллара за баррель и около 74 долларов за баррель в портах покупателей.

По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, в августе Urals торговалась в портах Приморск и Новороссийск с дисконтом в 12 долларов за баррель по отношению к Brent. Это самый низкий показатель с сентября прошлого года. В бюджете заложена цена нефти сорта Brent в размере 75 долларов за баррель с учетом дисконта в 15 долларов. По сути, речь идет о цене в 60 долларов за баррель Urals. Конечно, при цене Brent в 69 долларов за баррель и дисконте в 12 долларов мы выходим за пределы этого параметра. Но, во-первых, средняя по году цена явно будет выше. По свежим оценкам управления энергетической информации минэнерго США, средние котировки Brent в этом году составят 82,8 доллара за баррель, что существенно превышает ориентиры российского бюджета (при том что и дисконт сейчас меньше 15 долларов). Во-вторых, Россия экспортирует не только Urals, но и сорт ESPO, отгружаемый через порт Козьмино на Дальнем Востоке. Дисконт на него минимален - в августе он составил 3,9 доллара за баррель. Наконец, вряд ли стоит ожидать, что котировки надолго могут опуститься ниже 70 долларов до конца года. Поэтому пока проблем для российского бюджета не возникает, особенно учитывая курсовую динамику.

Есть еще фактор сделки ОПЕК+, по условиям которой Россия сейчас находится на своем минимуме по добыче нефти. Альянс перенес наращивание производства с октября на декабрь, чтобы поддержать снижающиеся цены на нефть. Особого эффекта в моменте достигнуто не было, но после провала котировок до 68 долларов за баррель они постепенно пошли вверх и сейчас уже превышают 74 доллара, что, по мнению отраслевых экспертов, уже не столь критично для нашего бюджета. Причем альянс в перспективе может пойти и на дополнительные сокращения, чтобы еще сильнее подтолкнуть цены вверх.

Других участников сделки не менее России волнуют котировки черного золота. К примеру, есть расчеты, указывающие на то, что бюджет Саудовской Аравии будет профицитным только при ценах выше 100 долларов за баррель. ОПЕК+ остается важным игроком на мировом рынке, определяющим движение цен на нефть. Даже с учетом действующих ограничений на страны альянса приходится 39 процентов мировой добычи нефти.

Валерий Андрианов указывает на то, что роль ОПЕК+ в регулировании нефтяного рынка остается по-прежнему достаточно сильной, но все же она снижается. Решения о сокращении добычи давали свой эффект, но сегодня ценовая конъюнктура в большей степени определяется двумя другими факторами - динамикой развития экономики Китая и геополитической ситуацией на Ближнем Востоке.

Но для России эта сделка выгодна, с одной стороны, тем, что она позволяет поддерживать достаточно высокие цены на российскую нефть даже с учетом дисконта, объясняет эксперт. А с другой стороны, ОПЕК+ позволяет налаживать более широкий диалог с ближневосточными производителями нефти и тем самым избегать разрушительных ценовых войн. Мы видим, что сегодня потоки нефтяного сырья перераспределились - ближневосточная нефть замещает российскую в Европе, в то время как наша страна заняла ведущие позиции на рынках Китая и Индии. То есть существуют некие негласные договоренности, которые привели к фактическому перераспределению рынков.

В сентябре цена нефти из РФ в портах покупателей должна составить около 74 долларов за баррель

Здесь встает вопрос о том, насколько критичным будет пролонгация действующих сокращений добычи нефти, если такое решение примут и в декабре на встрече участников сделки. Адрианов считает, что это будет зависеть от реакции рынка на такое решение. Если оно приведет к закреплению котировок в районе 85 долларов за баррель, то, безусловно, России такое решение будет выгодно. Если же фактор замедления роста китайской экономики пересилит новые ограничения, то они не дадут желаемого эффекта и сокращение объема нефтегазовых доходов России скажется на нашем бюджете.

С точки зрения эксперта по энергетике Кирилла Родионова, ключевые драйверы роста цен на нефть последних лет к сегодняшнему дню практически полностью исчерпаны. Эмбарго ЕС на поставки российской нефти и конфликты на Ближнем Востоке стали для рынка новой нормой, к которой привыкли инвесторы. А это значит, что очередные геополитические подвижки сильно ничего не изменят.

По мнению портфельного управляющего УК "Альфа-Капитал" Дмитрия Скрябина, нефтяные котировки в начале осени опустились из-за рисков замедления экономики США и Китая. Эксперт подчеркивает, что цены на нефть в краткосрочной перспективе подвержены влиянию ожидания, позиционирования игроков рынка и потоками капитала. То есть фактически они зависят не от реального баланса спроса и предложения. Наоборот, цена определяется на фьючерсном рынке на так называемую бумажную нефть - то есть это отчасти краткосрочный инструмент спекуляции.

Многие отраслевые эксперты уверены, что этим инструментом воспользовались действующие власти США в преддверии президентских выборов в стране. Цены на бензин в США напрямую зависят от цен на нефть, а в стране, где передвигаются пешком или на общественном транспорте только некоторые жители Нью-Йорка, стоимость топлива на АЗС - главный аргумент против или в пользу действующего правительства, рассчитывающего на избрание действующего вице-президента в качестве главы Белого Дома уже 5 ноября. И если предположение верно, то до этого момента американские власти будут активно мешать росту нефтяных котировок, используя спекулянтов, прессу и банальное политическое давление на зависимые от США нефтедобывающие страны.

Впрочем, нам может помочь еще один фактор, который будет работать на удержание высоких доходов бюджета. Это, как уже было сказано ранее, ослабление рубля, начавшееся в августе. И хотя в некотором смысле это нельзя назвать позитивным моментом, но все же налоги в бюджет платятся в рублях, а цены на Urals рассчитываются в долларах. Поэтому, при прочих равных, ослабление рубля увеличивает приход денежной массы в бюджет.