В новосибирском "Красном факеле" вывели на сцену "Бесов"

В театре "Красный факел" впервые в Новосибирске поставили "Бесов" по роману Федора Достоевского. Премьеры, проходившие три дня, сопровождались аншлагами и несмолкаемыми аплодисментами.
Каждое классическое произведение пытается разгадать русскую душу. А ответов все нет
Каждое классическое произведение пытается разгадать русскую душу. А ответов все нет / Василий Вагин / НГАДТ "Красный факел"

Свое прочтение шестого романа классика, изданного в 1871-1872 годах, представили художественный руководитель "Красного факела" Андрей Прикотенко и художник Ольга Шаишмелашвили.

В прошлом году Прикотенко поставил "Мертвые души" по произведению Николая Гоголя. После этой постановки новый спектакль из классического репертуара, по задумке режиссера, должен был продолжить направление и продемонстрировать театральный стиль.

- "Бесы" вместе с "Мертвыми душами" выстраиваются в дилогию - это бескрайние, бесконечные просторы России. В обоих романах действие происходит в уездных городах N. "Бесов" Достоевского я считаю величайшим и самым сложным произведением русской литературы. Этот во многом жуткий, а во многом смешной роман Достоевского очень сложен для сценической композиции. И, наверное, самый сложный в моей жизни, - рассказывает Андрей Прикотенко, который уже обращался к произведению Достоевского, поставив в новосибирском театре "Старый дом" спектакль по роману "Идиот". - Если говорить об ассоциациях, то я бы провел ниточку от нашего спектакля к известному фильму "Однажды в Америке". И там, и там рассматривается судьба четырех молодых людей, объединенных общим детством, но, если в фильме представлена длинная история с исходом, то "Бесы" и есть сам исход. Герои романа, как это бывает с молодежью в любые времена, недовольны миром, в котором живут. Они хотят его изменить, улучшить или разрушить, осознают себя как поколение, которому предстоит очистить человечество от предрассудков, и попадают под влияние радикальных идей, приводящих к трагическому финалу. Что в голове у Ставрогина, почему отсутствуют тормоза, почему такая страсть к самоуничтожению, жертвенности? В этом особенность произведения.

Для показа спектакля в театре удлинили сцену, захватив часть зрительского зала. Все пространство в начале спектакля решено в белом цвете, словно это чистый холст, на котором художник изображает людей в красивых костюмах девятнадцатого века. Чистые, четкие линии, сверкающие ткани нарядов женщин и строгие темные цвета безупречно скроенных фраков и пальто, дарящие зрителю эстетическое удовольствие.

- Пространство - это космос. В случае "Бесов" из пустоты, из абсолютного ничто появляется Ставрогин - человек со сложнейшей душой. А за ним возникает образ горящего храма, который превращается в многослойный, хитроумный, очень выразительный символ. Горит город, горит храм души, и абсолютное чистое пространство, позволяющее нам в спектакле оторваться от быта, окутывается гарью, пеплом. Эти маленькие черные частицы, точно бесы, кружат над человеком, пока он проживает свою жизнь, - поделился Андрей Прикотенко.

Вместе с режиссером задуманное воплотила на сцене театральный художник, сценограф, художник по костюмам Ольга Шаишмелашвили. Музыкальный мир сценической версии романа Достоевского создала композитор Евгения Терехина, чье творчество уже знакомо новосибирцам по спектаклю "Ромео и Джульетта". Записать саундтрек к новой работе краснофакельцам помогли музыканты Филармонического камерного оркестра под руководством Арсентия Ткаченко.

Между тем

В истории новосибирского "Красного факела" сохранилось три обращения к прозе Достоевского. В разные годы на сцене "сибирского МХАТа" шли спектакли по "Селу Степанчикову", "Униженным и оскорбленным" и "Бедным людям". "Бесы" - первая сценическая версия романа за 105 лет работы театра", - отметила пресс-секретарь "Красного факела" Юлия Щеткова.