Российский звук на выставке Hi-Fi & High End Show 2024

Более половины из списка брендов, представленных на выставке потребительской аудиотехники Hi-Fi & High End Show 2024, составили отечественные компании.
Hi-Fi & High End Show 2024
Hi-Fi & High End Show 2024 / Дмитрий Бевза/РГ

Несмотря на то что Hi-Fi и High End технику нередко производят одни и те же компании, она часто представлена на одних и тех же технологических выставках, а стоит на полках одних и тех же магазинов, между Hi-Fi и High End есть принципиальная разница. Определение Hi-Fi (High Fidelity - высокая точность/высокая верность) не является маркетинговым термином. Более того, в 2024 году ему исполнилось 50 лет, так как именно в 1974 году немецкий институт стандартизации - Deutsches Institut für Normung (DIN) выпустил стандарт DIN 45500, определяющий требования к звуковоспроизводящей аппаратуре. По сути, Hi-Fi audio - это техника, соответствующая этому стандарту. А вот устоявшегося определения High End audio не существует. Это все же маркетинговый термин, обозначающий самый высокий класс звуковоспроизведения, который предназначен для удовлетворения самых требовательных запросов любителей музыки. Подобная, зачастую крайне дорогая аппаратура производится мелкосерийно или даже единично.

Для неспециалистов тот факт, что в России производится высококачественная аудиоаппаратура, является открытием.

Ранее большую потребностей в Hi-Fi звуке на российском рынке вполне успешно закрывали такие бренды, как Sony, Technics, Pioneer, Yamaha, Audio-Technica, HARMAN/KARDON и пр. Что касается класса High End Audio, то он в силу объективных причин (высокая цена) интересовал относительно небольшой сегмент покупателей, но и там "правили бал" раскрученные японские, европейские и американские марки: Audio Note, B&W, Mark Levinson, Martin Logan, Naim, Stax и пр. Однако в такой стране, как Россия, с ее развитой инженерной школой не могли не появится энтузиасты, а впоследствии компании, которые стали здесь производить Hi-Fi и High End аппаратуру.

После того как в 2022 году значительная часть поставщиков Hi-Fi и High End техники либо отказалась, либо просто не смогла продолжить работу с Россией, казалось бы для российских брендов наступает "золотое время". Но реалии рынка оказались сложнее. Маркетинговых и рекламных бюджетов от крупных зарубежных брендов розница лишилась, но что касается ассортимента, то благодаря параллельному импорту он почти не пострадал.

Еще одной сложностью для российских производителей стало то, что они оказались отрезаны от рынков с высокими платежным спросом (США и Европа), на которые многие ранее ориентировались. Помимо объективных причин - большой емкости этих рынков, были и чисто субъективные. Так, по словам Валентина Казанжи, основателя Kennerton Audio Equipment - производителя Hi-Fi и High End наушников, отечественного покупателя нужно было убеждать, что российский бренд может производить не бюджетные, но премиальные устройства. С зарубежными рынками такой проблемы не было. Об этом на выставке говорили и представители других компаний. У зарубежных дистрибьюторов и покупателей не было предубеждения против "хайфая" и "хайенда" из России, так как этот рынок довольно интернационален, а небольшие компании и энтузиасты появляются в самых разных странах. Библейская цитата "нет пророка в своем отечестве" как никогда точно описывала положение вещей в этой индустрии.

Однако, ситуация начала меняться. Ритейл, блогеры, лидеры общественных мнений, специализированная пресса, не получая маркетинговых и рекламных бюджетов от крупных компаний, стали более внимательно смотреть на российские бренды, а потребители, соответственно, больше узнавать о них.

Вместе с тем почти все производители отмечали сложность организации производства в России, выросшую "стоимость денег" и комплектующих. Причем, если двукратно выросшая цена на зарубежные комплектующие обусловлена сложной логистикой и комиссией при оплате через посредников, то выросшая в несколько раз продукция российских поставщиков связана с резко возросшим спросом на их продукцию.

На прошедшей в Москве выставке Hi-Fi & High End Show 2024, которая заняла почти 10 этажей отеля "Альянс Бородино" были представлены как давно работающие на рынке российские производители, такие как S.A.Lab , так и молодые бренды Sciber, "Электра", "Апелиотис" и другие.

Немного особняком, в буквальном и переносном смысле, на Hi-Fi & High End Show 2024 располагался большой зал компании Radiotehnika (большинство компаний арендовало комнаты), которая решила возродить легендарный советский бренд "Радиотехника". Radiotehnika предлагает более бюджетные аудиоустройства, чем большинство участников выставки. А основу ее ассортимента составляют домашние акустические системы собственной разработки, лишь премиальные линейки которых производят в России. Остальное - в КНР.

На первый взгляд показалось удивительным, что на Hi-Fi & High End Show 2024 почти не было китайских компаний, притом что экспансия китайских вендоров сегодня происходит почти на всех российских рынках. Но, как рассказал "РГ" директор по развитию Radiotehnika, Артем Фаермарк, это связано с тем, что китайские компании заинтересованы в масс-маркете, в больших рыночных нишах. Именно поэтому они активно пришли на огромный рынок беспроводных TWS-наушников и портативных колонок. Рынок же Hi-Fi и High End техники, которую люди меняют раз в 10-15 лет, им просто не интересен в силу его небольшого размера, что опять же дает дополнительную возможность заявить о себе российским брендам.