12.11.2024 11:51

На рынке жилья началась шринкфляция

На рынке недвижимости началась шринкфляция. Застройщики незаметно для потребителя уменьшают площади квартир и зданий и всеми способами стараются сэкономить.

Площади домов могут уменьшаться за счет нежилых помещений, но покупатели замечают это не всегда.
Площади домов могут уменьшаться за счет нежилых помещений, но покупатели замечают это не всегда. / Александр Корольков/РГ

Шринкфляция - ситуация, когда производитель, не афишируя, уменьшает объем или вес упаковки продукта. К примеру, объем баночки газировки снижается с 500 до 450 мл. При этом цена за упаковку не уменьшается.

То же самое можно сказать про девелоперов, сказал президент НОСТРОЙ Антон Глушков на XVIII Московском форуме лидеров рынка недвижимости. Все застройщики сейчас занимаются тем же самым в отношении квартирографии, пояснил он: где-то немного уменьшают площадь, какие-то характеристики, количество парковочных мест, можно заузить места общего пользования, сэкономить на благоустройстве.

К этому можно по-разному относиться, но это вынужденная мера, которая, безусловно, существует, подчеркнул Глушков.

Площадь домов снизилась со 130 до 117 "квадратов" при той же цене

Шринкфляция - это хитрость, которую застройщики пытаются скрыть от покупателя в целях мелкой экономии, говорит руководитель комиссии по проектному финансированию Общественного совета при минстрое Рифат Гарипов. В масштабах бюджета строительства здания, по его словам, сэкономленные подобным образом суммы невелики.

При существующей системе согласований очевидная шринкфляция реализуется не слишком просто, отмечает он, хотя есть распространенные схемы. Например, убрать межкомнатные стены. В квартире площадью 60-70 м они "съедают" 2-3 кв. м. Вторая хитрость - приписать балкон к площади квартиры, не используя понижающий коэффициент. Кто-то продает квадратные метры балконов и лоджий с понижающим коэффициентом, а кто-то - по полной стоимости и включает их в полную площадь помещения.

Надо учитывать, что на все эти уловки существует кадастр, где покупатель может посмотреть полные замеры помещений, отмечает Гарипов.

Также застройщики постепенно сокращают площади "двушек" и "трешек" за счет нежилых площадей (уменьшают холлы, убирают коридоры). Стоимость квартиры уменьшается, а цена квадратного метра остается прежней. Таким образом, поясняет эксперт, застройщики добиваются повышения спроса и увеличения продаж в ситуациях, когда покупатели начинают экономить.

Для девелоперов такие меры - способ снизить затраты на фоне роста цен на стройматериалы и логистику, говорит брокер недвижимости Москвы и Санкт-Петербурга Евгения Миллер. Однако это отражается на конечном качестве: упрощенные технологии и удешевленные материалы могут привести к трещинам, протечкам и необходимости ремонта раньше срока. Такие изменения покупателям могут быть не сразу заметны, но в долгосрочной перспективе приводят к неудобствам: тесные комнаты, нехватка парковки, ухудшение шумо- и теплоизоляции и пр.

Важно тщательно изучать планировки и характеристики жилья, а не ориентироваться только на цену, советует Евгения Миллер. Экономия на качестве сегодня может обернуться серьезными затратами в будущем.

"Тем не менее есть более адекватные способы экономить: например, сократить расходы на рекламу и маркетинг, - считает Гарипов. - Это более цивилизованно, чем менять хорошие материалы на некачественные или хитрить с квадратными метрами".

Проявляется шринкфляция и на загородном рынке, отметил директор развития жилищной сферы ДОМ.РФ Евгений Квасенков. Снижается квадратура домов, рассказал он. Если раньше строились дома в среднем на 130 кв. м, то сейчас это 117 кв. м. "Цена та же - метров меньше", - подытожил он.

Отчасти это объясняется спросом - те, кто покупал загородные дома два-три десятилетия назад, поняли, что многие площади и третьи этажи зачастую оказываются лишними. Плюс покупатели стремятся экономить.

Еще 5-6 лет назад считалось, что дом площадью менее 100 кв. м для семьи - это что-то из маргинального сегмента, сейчас же это один из самых востребованных форматов, рассказала директор департамента загородной недвижимости VSN Group Ольга Магилина. Вместе с тем дома небольшой площади часто покупают типичные горожане, которые не учитывают особенности загородной жизни. К примеру, входная дверь в квартиру открывается в подъезд, входная дверь в дом ведет прямо на улицу. И если не позаботиться о том, как отсечь поток холодного воздуха, то здание площадью менее 100 кв. м зимой от открытой двери моментально вымораживается.

В квартире площадью в 65-70 кв.м обычно бывает три спальни от 11 кв.м плюс кухня-гостиная в 18-20 "квадратов". В загородном доме такой же площади, отмечает Магилина, даже при очень рациональной планировке больше двух спален в 11 кв.м не получится, так как появляется еще и тамбур и техническое помещение. При этом гостиная нужна намного больше, так как сценарии проживания существенно отличаются от городской квартиры. Почти наверняка в гостиной загородного дома есть панорамные окна, выход на террасу, нередко камин. И здесь в разы чаще принимают гостей. "Загородная недвижимость сама по себе мотивирует людей к времяпрепровождению с близкими - семьей, друзьями. Крайне распространенным является сценарий, при которым в спальнях в загородном доме люди практически только спят. Таким образом, для дома с "честной" площадью внутренних помещений около 65-70 кв. м с двумя спальнями оптимальный размер кухни-гостиной начинается от 30 кв. метров", - отмечает эксперт.