Эксперты рассказали, какие специалисты нужны российской игровой индустрии
В исследовании консалтинговой компании Strategy Partners и Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) отмечается, что рост отрасли в России в 2024 году составит 6,1%, а объем рынка - 187 млрд рублей. При этом, согласно базовому прогнозу, рынок будет расти на 5% ежегодно и к 2030 году составит 257 млрд рублей. В оптимистичном сценарии развития общий объем рынка в 2030 году может достигнуть 327 млрд рублей.
Если на заре появления компьютерных игр в студии, разрабатывающие игры, приходили люди из смежных областей - IT, анимация, бизнес-менеджмент, то сейчас требования к профессиям геймдизайнера, Unity-разработчика, 3D-художника и пр. заметно формализовались и требуют как специального образования, так и специальных навыков.
Старший преподаватель программы "Менеджмент игровых проектов" Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, игровой продюсер и основатель Vengeance Games LLC Константин Сахнов, выступая на круглом столе в рамках выставки "Игропром 2024", отметил: во всем, что касается обучения креативным и профессиональным навыкам, проектированию и созданию игр российские учебные заведения не уступают школам из США, Европы, Японии и Кореи, но до сих пор есть заметное отставание в области развития бизнеса.
"Мне повезло посмотреть, как учат геймдизайну и разработке игр в Канаде, США и других странах, и должен сказать, что у нас все на достаточно высоком уровне. В России талантливые ребята. Парни и девушки, которые круто рисуют, круто придумывают и пишут код. Но когда я недавно общался с коллегами из Кореи, то они удивлялись, что у нас не все знают, как зарегистрировать компанию в любой юрисдикции мира, что возникают какие-то проблемы с бухгалтерией или налоговой отчетностью", - рассказал эксперт.
Согласился с коллегой руководитель студии разработки игр "Erathian Project", преподаватель и автор курсов МГУ и МИП Никита Анкудинов: "У нас сейчас переизбыток джунов (начинающих карьеру сотрудников ред.), особенно геймдизайнеров. Много 3D-художников, а вот толковых гейм-девелоперов не хватает".
Эксперты считают, что во многом такой дефицит связан с тем, что высшее образование в области игровой индустрии появилось всего несколько лет назад, и если художника, геймдизайнера или разработчика можно подготовить за один-три года, то для специальностей, связанных с продюсированием, менеджментом и продвижением игр требуется более длительное, фундаментальное образование, в которое помимо специальных, экономических, бизнес- и маркетинговых дисциплин должны входить знания философии и психологии.
Руководители проектов и игровых студий отмечают, что, несмотря на хороший профессиональный уровень российских коммерческих школ, где обучают GameDev-дисциплинам, одним из самых дефицитных навыков выпускников являются так называемые софт-скилы - умение работать в команде, находить взаимопонимание с заказчиком (для фрилансеров) и с коллегами.
Основатель онлайн-школы компьютерной графики, иллюстрации и концепт-арта Smirnov School Иван Смирнов также выделяет значимость гибких навыков для российского геймдева: "Я думаю, многие художники, работающие в нашей индустрии - социофобы, и часть из них выбрало эту профессию в том числе из-за неразвитых коммуникативных способностей. Все 10 лет существования нашей школы мы почти половину времени учим их коммуникации и правильному отношению к работе. Что они не просто для себя рисуют, а это работа на заказчика, работа под задачу и что нужно воспринимать фидбек, а не бегать от него, а также самому давать обратную связь".