Кабмин разработал пакет мер по борьбе с телефонным и интернет-мошенничеством
"Мы детально проанализировали наиболее распространенные мошеннические схемы, включая обман через звонки и сообщения, взломы личных кабинетов и оформление кредитов на чужие паспорта. На основе этого анализа мы разработали меры для защиты граждан от таких угроз. В результате гражданам станет доступен широкий набор инструментов, который поможет им обезопасить себя от телефонного и интернет-мошенничества", - сказал Дмитрий Григоренко.
Как ранее сообщал глава Минцифры Максут Шадаев, пакет законопроектов включает порядка 30 мер. В частности предусматривается возможность для граждан удаленно запретить оформление кредитов и займов онлайн на свое имя - через портал Госуслуг или приложение банков. Снять это ограничение можно будет при личном посещении МФЦ или отделения банка.
Кроме того, кредитные организации будут обязаны проводить более тщательную проверку заемщиков, включая анализ кредитной истории, банковского счета, на который планируется перевод денежных средств, и запрет на перечисление микрозаймов на счета третьих лиц. Это мера позволит пресечь распространенную мошенническую схему, когда микрозайм онлайн оформляется на документы одного человека, а денежные средства переводятся на карту другого человека.
Если человек сменил свои учетные данные (например, номер телефона) или была зафиксирована утечка его персональных данных, будет срабатывать временная "заморозка" на выдачу займов онлайн, то есть какое-то время оформить кредит будет невозможно.
Также закрепляется возможность онлайн-обмена информацией между госорганами, банками и цифровыми платформами. Автоматический мониторинг позволит практически моментально выявлять подозрительные действия, блокировать их и уведомлять правоохранительные органы о потенциальных преступлениях. По всей видимости речь идет о единой платформе по борьбе с фродом. Как ранее сообщал замглавы Минцифры Александр Шойтов, она будет агрегировать системы "Антифрод" и "Антифишинг", систему "Мультисканер" для проверки гражданами ресурсов на наличие вирусов, "ФинЦЕРТ" по обмену данными об актуальных атаках, а также системы защиты банков и операторов связи, создавая комплексную защиту от любых угроз. А в перспективе - сможет бороться с мошенническими звонками в мессенджерах и дипфейками.
Кроме того, вводятся новые обязательные правила по идентификации и проверке личности пользователей. Так, для пресечения случаев, когда злоумышленники выдают себя за сотрудников банков, вводится обязательная маркировка звонков. Благодаря этому на экране телефона пользователя будет отображаться название организации. Таким образом, человек сможет понять, звонит ли ему банк или мошенник.
Одновременно с этим законопроект запрещает госорганам, банкам и операторам связи общаться с клиентами через мессенджеры, что поможет людям сразу распознавать мошенничество. Граждане будут понимать, что все официальные уведомления могут приходить только через проверенные каналы связи.
Ранее сообщалось, что в пакет из 30 мер войдут также установление запрета на отправку СМС-сообщений во время звонков. Предполагается, что это позволит предотвратить совершение мошеннических атак, а также исключит возможность передачи конфиденциальных данных СМС-кодов. Обсуждается также создание базы биометрических образцов голосов телефонных мошенников. Биометрические данные могут передаваться в органы внутренних дел и использоваться для непосредственного поиска мошенников.