Самое явное влияние - финансовые показатели "Газпрома" и объемы добычи газа в нашей стране. Понятно, что с 2021 года экспорт трубного газа в Европу уже снизился на 120 млрд кубометров и основные потери уже произошли. Но около 30 млрд кубометров (без учета поставок в Турцию) продолжают поставляться.
Из них приблизительно 15 млрд кубометров идут через Украину. Это около 4% от добычи "Газпрома" и 15% от экспорта в 2023 году. Немного, но европейский рынок намного доходней для трубопроводного газа, чем китайский, турецкий или бывших республик СССР. Причем, по данным Оксфордского института энергетических исследований, в 2022 году цены в Европе на газ из России были в пять раз выше, чем в Китае, а в 2023 году - в два раза. С другой стороны, если транзит через Украину прервется, то европейские газовые котировки пойдут вверх, что дает надежду "Газпрому" на компенсацию некоторых потерь из-за снижения объемов экспорта.
По оценке замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, вес украинского транзита в общем импорте газа в Европу составляет около 5%. С учетом психологического фактора, при прочих равных, после остановки транзита цены вырастут на 10-15%. Впрочем, цифра реального роста этой зимой может быть и выше при наличии других негативных факторов - от погоды до усиления конкуренции с Азией за сжиженный природный газ (СПГ). Выручка от экспорта при отсутствии транзита через Украину сократится, так как европейское направление экспорта примерно на 50% обеспечивается этим маршрутом, уточняет эксперт.
Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, согласно экспертным оценкам, выручка "Газпрома" от поставок в Европу транзитом через Украину составляет 4-5 млрд долл. в год. Безусловно, эти потери не удастся компенсировать за счет поставок подорожавшего газа в Евросоюз через "Турецкий поток". Цены в Европе не вырастут в один момент в два раза, да и стоимость поставок по трубе хотя и отражает уровень спотовых (биржевых, по срочным сделкам) котировок, но все же автоматически не увеличивается после повышения цен на европейских биржах.
Но Россия теперь также зависима исключительно от внешней конъюнктуры. По итогам этого года объемы добычи и экспорта, по-видимому, вырастут за счет выхода на полную мощность газопровода "Сила Сибири" в Китай (до 38 млрд кубометров) и роста поставок в Европу.
Проблема в том, что в 2025 году для серьезного наращивания экспорта готовых мощностей инфраструктуры просто нет. Лишь в 2027 году должен заработать Дальневосточный маршрут в Китай, который добавит еще 10 млрд кубометров в год. Теоретически можно прокачивать газ через газопровод "Ямал - Европа", остановленный из-за взаимных санкций, а также использовать неповрежденную нитку "Северного потока-2". Но в сегодняшней политической ситуации достичь договоренностей с Европой по запуску этих маршрутов едва ли получится. То есть выпавшие 15 млрд кубометров пристроить на другом экспортном рынке не получится. На внутреннем рынке для них также места нет, особенно с учетом торможения из-за санкций реализации новых отечественных проектов по производству СПГ.
Масла в огонь добавили санкции США против Газпромбанка, повысившие риск остановки поставок российского газа в большинство стран ЕС по последнему работающему маршруту, через европейское продолжение "Турецкого потока".
Есть еще один нюанс, связанный с прекращением поставок газа через Украину. Сокращение денежного потока с Запада никак не снизит обязательства "Газпрома" по газификации регионов и не освободит от строительства Дальневосточного маршрута или комплекса по переработке этаносодержащего газа на Балтике.
В соответствии с проектом инвестиционной программы компании на 2025 год общий объем ее финансирования составит 1,5 трлн руб. И эти деньги нужно откуда-то брать. "Газпрому" снизили налоговую нагрузку, убрав "нашлепку" к налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 50 млрд руб. ежемесячно с 2025 года, но компания в этом году не выплачивала дивиденды (а основной ее акционер - государство). Едва ли после снижения налогов получится опять отказаться от выплат. Поэтому возникает вопрос, не произойдет ли рост цен на газ на внутреннем рынке? В июле этого года тарифы на газ для всех категорий потребителей выросли на 11,2% (ранее планировалось 8%). В 2025 году их планируют поднять еще на 8,2%.
По мнению Андрианова, фактор прекращения украинского транзита и внутренние цены на газ в России напрямую между собой не связаны. Система ценообразования у нас носит не рыночный, а регулируемый характер. То есть тарифы определяются властями, а не на основе колебаний конъюнктуры мирового рынка. В то же время потеря европейского рынка могла бы служить для "Газпрома" толчком к тому, чтобы лоббировать повышение тарифов даже выше уровня инфляции. Хотя вряд ли такая стратегия была бы эффективной, особенно на фоне и без того высокой инфляции. Поэтому наиболее оптимальный путь - повышение уровня газификации страны, поиск новых ниш сбыта. Определенные усилия на этом направлении уже предпринимаются, отмечает эксперт.
Схожей точки зрения придерживается Гривач. Планы индексации установлены в принятом бюджете, хотя при ухудшении финансового состояния их можно пересмотреть, говорит он. Но это вряд ли, так как частично выпавшая выручка будет компенсирована ростом цен, а частично ростом экспорта в Китай, Узбекистан и, возможно, в Турцию, поясняет эксперт.