Коэнщина, Арабов, якуты, хакасы и девяностые: что показали на фестивале "Зимний"
"Операция "Холодно"
Абсолютным триумфатором смотра - забегая вперёд, отметим: вполне заслуженно - стал первый показанный в конкурсной программе фильм.
Работа 32-летнего Данила Иванова взяла три приза - главный, а также награды за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль (Антон Кузнецов).
Зимняя чёрная комедия в стиле братьев Коэн (особенно часто приходит на ум "Фарго" и порождённый им сериал), в которой несколько идиотских решений и нелепых совпадений приводит к череде трагических, но чрезвычайно забавных событий в российской глубинке, действительно поставлена и сыграна не без чувства вкуса и юмора.
Лента, кстати, уже идёт в российском прокате.
"Гирокастра"
Вообще включить первый режиссёрский опыт именитого сценариста Юрия Арабова, ушедшего из жизни в прошлом году, в конкурс - шаг, мягко говоря, неочевидный. Безусловно, показ картины, пролежавшей на полке четыре года и стоившей знаменитому кинематографисту около пяти лет размышлений, труда и страданий (что по ней заметно), стал крупным событием фестиваля. Однако обычно такие показы проходят вне основной программы.
Оно ведь как получилось: с одной стороны, оставить совсем без наград фильм - удачный или не очень (а, как оказалось, второй вариант ближе к правде) - такого уважаемого человека, к тому же недавно нас покинувшего, как-то неправильно. С другой - он за счёт своего авторства настолько выбивается из ряда работ молодых режиссёров, что совершенно не спортивно перетягивает на себя одеяло всеобщего внимания. В результате жюри приняло, пожалуй, действительно соломоново решение, воспользовавшись опцией "Специальный приз" - без лишних разглагольствований.
"Гирокастру" Арабов снимал в одноимённом албанском городе с албанскими же актёрами (исключение - исполнительница главной роли, малоизвестная актриса Ирина Гришина). Тематика для него не новая - рефлексия на тему тоталитаризма. Только на этот раз привычные отечественные декорации полуметафорически заменены социалистической Албанией.
Арабов, не стесняясь, заимствует почерк режиссёров, с которыми работал, так что то здесь, то там торчат уши то сокуровщины, то серебренниковщины. А замах на притчу вызывает в памяти Германа-старшего и культовое "Покаяние" Абуладзе. Но по художественной целостности последнему "Гирокастра", также длящаяся два с половиной часа, ощутимо уступает, будучи напичканной невнятными образами и утомительно лишними сценами. Что сводит эффект от иногда проскакивающей забавной политической сатиры на нет.
"Чувства"
Приз за лучшую женскую роль получила Ёла Санько (старуха-процентщица из нового "Преступления и наказания"). В дебютной полнометражке недавней выпускницы ВГИКа Виктории Мокеровой она сыграла ехидную мать, заевшую гиперопекой и "газлайтингом" великовозрастного сынка-балбеса.
И если по поводу вердикта жюри особых нареканий нет (а могли ведь просто Юлию Пересильд наградить), то от картины, склеенной из двух сюжетно не связанных между собой короткометражек - то есть, простите, новелл - многого ждать не приходится. Условная общая тема - взаимоотношения поколений на фоне неизбежности смерти (во второй части мы наблюдаем за умирающим пожилым интеллигентом, заглядывающимся на юную сиделку, которую сама Мокерова и играет) раскрывается хоть и не без претензии на оригинальность, но до скуки наивно и прямолинейно.
"День недели - любой"
Ленте Алёны Званцовой с замысловатым названием (не спрашивайте, пожалуйста, что оно значит) присудили приз за "лучшее визуальное решение", что бы это ни значило, ведь каких-то неординарных визуальных решений нам не запомнились (не считая претенциозных "пасхалок").
Зато запомнились аляповатые и до смешного неестественные диалоги главных героев, превращающие весь смысловой пафос драмы о том, как справиться со страшным диагнозом близкого человека и вообще свыкнуться с мыслью о неизбежной смерти, в фарс. А прекрасно умеющих играть исполнителей главных ролей Михаила Тройника и Евгению Крегжде ставящие в неловкое положение. Апофеозом всего этого становится максимально обескураживающая концовка со своего рода "твистом".
"Спид Стар"
Без якутского кино нынче не обходится ни один уважающий себя российский фестиваль. В этом году республику, переживающую обширный кинобум, представлял режиссёр Алексей Амбросьев-младший со спортивной драмой о конном спорте.
В принципе, "Спид Стар" (это кличка главного героя, победившего в трёх республиканских скачках подряд) представляет собой незамысловатый жанровый конструктор, где последствия каждого сюжетного поворота считываются за секунду (недавно в Якутии же сняли подобный фильм - "Джулур: мас-рестлинг", только про другой национальный вид спорта, перетягивание палки), так что основная его ценность - в нескучном сеттинге и неподдельной любви к лошадям. И благодаря этой искренности несколько неловкий финал, пожалуй, простителен.
"Шаман"
Хакасское кино, в отличие от якутского, гость на столичных больших экранах новый. Собственно, "Шаман" - второй фильм после недавней (и довольно крепкой) криминальной драмы "Чекаго", созданный в республике. Что само по себе привлекало к нему особый интерес. Вдобавок заявлен он был как фолк-хоррор, и от такой экзотики откажется редкий гурман.
Режиссёр Михаил Мерзликин и его команда сделали очевидную ставку на антураж, явно вложив немало сил в создание шаманского логова и всеобщей атмосферы зимнего ужаса под ядрёный саундтрек дарк-фолк-группы Nytt Land.
И, пожалуй, немного перестарались с нагнетанием "аутентичного" мрака, который заметно отдаёт сибирской клюквой. Это, впрочем, с учётом вышесказанного вполне простительно. Как и переигрывание пёстрого каста, где, помимо прочих, нашлось место таким непохожим личностям, как Марина Федункив и Амаду Мамадаков.
Чуть больше опечаливает, что фолк-хоррор довольно быстро оборачивается дидактичной социальной драмой, с умильной серьёзностью декламирующей банальность о необходимости опасаться своих желаний.
"ON и Она"
Без наград осталась и лента Евгения Корчагина с покорительницей космических глубин Юлией Пересильд в главной роли.
Заезженный ещё с эпохи классической фантастики сюжет о слетевшем с катушек искусственном интеллекте здесь упакован в тоже не шибко свежий в контексте формат мелодрамы, довольно резко (даже слишком) переходящий в триллер.
Но этим дело не заканчивается. В конце концов героиня Пересильд - модная и прогрессивная айтишница - отчего-то решает, что вынуждена выбирать между слишком навязчивым женихом с подчёркнуто "старомодными" взглядами на жизнь и опасным цифровым абьюзером-маньяком. И выбор её зрителя удивит, а кого и повеселит. Как и здешняя графика.
"Сумма квадратов катетов"
Вообще "отечественная подростковая мелодрама" - это ещё не приговор, благо у нас есть вполне сносные примеры - взять хотя бы, скажем, "Хуже всех" из "Русских премьер" минувшего ММКФ или прошлогоднюю "Голову-жестянку". Но полнометражный дебют Киры Фрайхайт - не тот случай.
В "Сумме квадратов катетов" скверно всё - от нелепой завязки до такого же финала. А между ними - прорва дурацких натяжек и навязчивая смысловая нагрузка, которая сводится к заезженному "отстаньте от тинейджеров, вы же сами такими были". Что характерно, "голосом разума" тут выступает мамаша главной героини - "эзотерический психолог", дамочка взбалмошная и не шибко вызывающая симпатии.
"Ровесник"
Но вернёмся к хорошему. В программе "Московские премьеры" показали фильм Фёдора Кудрявцева "Ровесник" - отличное мокьюментари о, как бы сейчас сказали, стартапе группы предприимчивых парней в девяностых.
Смешно и грустно одновременно - если рассказывать (в очередной раз) об этом времени, то, пожалуй, только так.
Отметим редкий случай уместного и очень удачного использования технологии дипфейк, позволившей убедительно "омолодить", в частности, Александра Яценко и Анну Михалкову.
"Агния"
Другая "московская премьера" - нетривиальная, как имя её создательницы Павлы Стратулат драма с Евгенией Громовой и Сергеем Гилёвым. А лучше сказать - странненькая.
Главная героиня с понятно каким именем строит печь ненавистному мэру маленького городка, который плевать на граждан хотел. Потому что она - печница. Или, как она сама поправляет, - печник.
Так вот, строит она, значит, строит, а в это время у неё складываются очень своеобразные отношения с домашними мэра, с ним самим и собственным ребёнком. А потом всё это выруливает к абсурдистскому финалу, который, кажется, что-то нравоучительно говорит о тёмных сторонах патриархального уклада общества. Даже определённо что-то такое говорит. Только так невнятно и сумбурно, что разобрать толком не удаётся.