Нейросети выживают реальных авторов из соцсетей

В ближайшие годы контент, создаваемый при помощи искусственного интеллекта, вытеснит живых авторов в соцсетях. Так оценивают перспективы этого рынка как российские, так и западные эксперты. Основной риск они видят в том, что генерируемые нейросетями тексты обучаются на созданном живыми авторами материале, а затем начинают конкурировать с ними, побеждая тех количеством создаваемого контента.
Достоевским нейросеть не станет, но подмастерьем писателя - легко.
Достоевским нейросеть не станет, но подмастерьем писателя - легко. / iStock

По данным Brand Analytics, более 40% публикаций в русскоязычном сегменте Telegram создают спам-авторы, которые генерируют от 200 похожих между собой сообщений в сутки. Для такой бот-активности тоже используются нейросети. По данным Агентства Европейского союза по сотрудничеству в правоохранительной сфере, интернет большей частью будет состоять из "синтетических медиа" - то есть из контента, который полностью генерируется программами на основе искусственного интеллекта и распространяется ботами. По мнению исследователей, к 2026 году 90% онлайн-контента будет создано синтетическим путем. "Вытеснение реального контента - неизбежный процесс", - рассказал "РГ" Алексей Гореславский, гендиректор АНО "ИРИ", председатель Общественного совета при минцифры.

В креативном контенте тенденция похожая: доля применения нейросетей в творчестве за год удвоилась и составила 30% - каждый третий творческий проект в России создается при использовании искусственного интеллекта.

Аналогичным образом развивается ситуация и в западном сегменте Сети. Издание Wired провело целое расследование того, как в Instagram (принадлежит Meta, организация признана в России экстремистской и запрещена. - Прим. "РГ") появились сотни сгенерированных ИИ-инфлюенсеров. На сегодняшний день большинство из них относятся к категории "контент для взрослых" и опираются на реальные модели сервиса OnlyFans, на базе которых нейросетями создаются новые образы с новыми лицами. При этом, как отмечает издание, соцсеть неспособна или не хочет остановить волну ИИ-контента и защитить реальных авторов, которые теперь быстро теряют доходы.

Один из создателей такого контента под ником Professor EP, автор руководства AI Influencer Accelerator, утверждает, что заработал более 1 млн долларов за 6 месяцев на таких аккаунтах, в то время как руководства для создания ИИ-контента стоят от 50 до 200 долларов.

"Это дает нам понять, как будут выглядеть социальные сети через пять лет, - говорит Алексис Манцарлис, директор по безопасности Cornell Tech и бывший директор по доверию и безопасности Google. - Эта тенденция может прийти и в другие части интернета, а не только в нишу инфлюенсеров в Instagram (запрещен в России; принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской. - Прим. "РГ"). Это признак того, что все будет очень плохо". Больше всего экспертов пугают сценарии, когда в контенте такого типа создаются синтетические образы с лицами вполне реальных людей, ничего об этом не подозревающих. Эти сценарии прекрасно освоили вымогатели и откровенные мошенники, использующие дипфейки для создания видеозвонков, записи "кружочков" с личными сообщениями, например, чтобы выманить деньги у человека якобы от имени близкого родственника.

Но есть и позитивные сценарии. По словам Алексея Гореславского, при умном использовании искусственный интеллект может служить прекрасным помощником, оптимизирующим процессы, сокращающим затраты времени и денег. И крупные компании активно внедряют такие решения, даже несмотря на то, что аудитория не всегда оказывается к этому готова.

"Например, недавно Coca-Cola представила обновленную с помощью искусственного интеллекта версию своей знаменитой рождественской рекламы. Компания заявила, что тем самым объединила наследие бренда и современные технологии, оптимизировав при этом расходы на производство. Да, реакция пользователей оказалась неоднозначной. Но сейчас время экспериментов - компании тестируют разные варианты и оценивают реакцию аудитории", - напомнил Гореславский.

В частности, режиссеры активно используют ИИ в кино и сериалах. Они могут "воскрешать" актеров, которые уже ушли из жизни, или вводить омоложенную версию состарившегося артиста. Так это было сделано, например, с Питером Кушингом в фильме "Изгой-один: Звездные войны. Истории" или с Кэрри Фишер, дипфейк которой играл принцессу Лею в фильме "Звездные войны: Скайуокер. Восход". Такая технология позволяет сохранять визуальную идентичность персонажей и избегать использования дублеров.

Помимо того, дипфейки могут быть использованы для создания реалистичных симуляций в образовательных целях. Например, в обучении медицинских работников или сотрудников служб безопасности. Такие симуляции позволяют моделировать сложные сценарии, которые было бы трудно или чрезвычайно дорого воспроизвести в реальной жизни. В России ИИ-контент также активно развивается. Так, при поддержке ИРИ уже вышел ряд дипфейк-проектов - "ПМЖейсон", "Рабочий класс", "Сбросим маски". А как рассказали "РГ" в пресс-службе ИРИ, в следующем году планируется документальный проект под рабочим названием "Электрические сны". "Создатели используют комбинацию из нескольких нейросетей, "оживляя" великих людей прошлого. В систему загружаются различные источники - книги, дневники, фотографии, хроника, если она сохранилась, - и нейросети восстанавливают мир прошлого так, как будто этот фильм снимался в то время и с теми людьми. Даже реальный голос можно восстановить, если он сохранился в каком-то реальном источнике. Это взгляд в будущее с точки зрения технологий, но в то же время и взгляд в прошлое, к которому сейчас очень большой интерес у широкой аудитории", - сообщили в ИРИ. "Но сказать, что виртуальные инструменты окончательно вытеснят реальность, нельзя. Конкурентоспособными останутся те авторы, которые умеют использовать технологии "с умом" - то есть объединять человеческий талант, остроумие, понимание контекста с технологиями для создания оригинальных или прорывных форматов. ИИ никогда не сможет стать Достоевским. Но "оживить" Достоевского или, условно, быть его хорошим подмастерьем - легко", - подчеркнул Гореславский.