В Петербурге люди вредят памятникам больше, чем погода

В Северной столице вскоре на реставрацию отправят памятники: Петру I у Михайловского замка, Николаевские ворота (Павловск), Нарвские Триумфальные ворота. А знаменитые львы с Адмиралтейской набережной займут свое законное историческое место после повторной реставрации. Не так давно после нее вернулись на Египетский мостик четыре сфинкса. Кстати, повторная реставрация стала мерой вынужденной, и вовсе не потому, что плохо поработали специалисты и пришлось переделывать, а из-за действий некоторых петербуржцев и гостей города, которые, не считая себя вандалами, наносят существенный урон памятникам, являющимся визитной карточной града Петра.
Грифонов придется восстанавливать с усиленной частотой.
Грифонов придется восстанавливать с усиленной частотой. / Алексей Стригин /РГ

Как рассказали в Санкт-Петербургском Государственном музее городской скульптуры, львы, сфинксы, грифоны всегда в центре внимания, и находятся люди, желающие забраться на них, чтобы сделать селфи. А заодно граждане усиленно стирают позолоту с крыльев, головных уборов, украшений стражей вечности. Якобы для исполнения желаний. Гуляющие на просторах всемирной сети байки о якобы чудодейственных свойствах памятников находят многочисленных приверженцев. Один потрет золотой слой - кажется, ну, подумаешь, но когда приходят тысячи и тысячи, результат оказывается плачевным. Грифоны и сфинксы теряют сусальное золото - тончайшие пластины, украшающие скульптуры.

Более того, регистрируются случаи, когда позолоту с примыкающим слоем срезают с памятников. Потому что граждане где-то вычитали, что из нее можно отлить золотое колечко. Это миф: слой настолько тонок (микроны), что ни о каких золотых изделиях из него и речи быть не может даже теоретически. А между прочим, позолота не просто красива, она является и защитным слоем для основного материала памятника. Убирая защитный слой, граждане оставляют чугун (или другой материал) на откуп капризной петербургской погоде с ее ветрами, дождями, снегом.

Ситуация со львами с Адмиралтейской набережной уже стала критической. Проводить много раз реставрацию невозможно технически. Львы выполнены в технике медной выкладки и состоят из более трех десятков медных пластин толщиной всего до трех миллиметров. При изготовлении скульптуры они выбиваются по специальной форме, после чего детали соединяются пайкой. Но внутри нет опорных конструкций, из-за чего пластины прогибаются под тяжестью. Однако бесконечно заново сваривать детали невозможно технически. Так что специалисты не исключают, что этих памятников не в таком уж далеком будущем город может лишиться навсегда. А поскольку отсутствие культуры у ряда граждан по мановению волшебной палочки не исчезнет, остается огородить памятник (как сделали с памятником Петру I на Кленовой улице).

Тем, кто стремится потереть памятник "на счастье", реставраторы напоминают: во время блокады рельефы "Гангутское сражение", "Полтавский бой" на постаменте памятника Петру I на Кленовой улице, например, не были укрыты. И - ни одному ленинградцу и в голову не пришло натирать рельефы до блеска в надежде, что останутся живы и он, и близкие. То есть даже в то страшное время памятники сохраняли, а не портили.

Еще одна проблема - голуби. Птицам, которые восседают "по верхам" и пачкают каменные изваяния, претензии не предъявишь, зато тем, кто их подкармливает в местах, где расположены памятники, надо бы. Между тем даже установить табличку, запрещающую кормить голубей, отнюдь не просто, и требуется масса согласований.

Если кто-то полагает, что птичий помет - вопрос исключительно эстетики, ошибается. Под воздействием повышенной влажности все это разлагается, в том числе на кислотные составляющие, и осаждается на памятнике, нанося ему большой вред.

Чтобы сохранить памятник, иногда, как уточнила Екатерина Шишкина, начальник отдела памятников и мемориальных досок Музея городской скульптуры, используются так называемые антиприсадные шипы. Сделаны они из современного пластика, для птиц безвредны, но вот сидеть на таких шипах некомфортно. Такие шипы, например, установили на верхней горизонтальной поверхности монумента пионерам-героям в Таврическом саду. И это сразу принесло положительный результат. Но на голову Петра Великого на том же Медном всаднике антиприсадную конструкцию не наденешь: будет разрушен авторский замысел и исчезнет пафос.

Как кардинально решить вопрос с низкой культурой ряда граждан - непонятно. Трудно до них донести, что сидеть, трогать руками и ногами произведения искусства неприлично. К тому же губительно для этих произведений. Нельзя же в конце концов сооружать возле памятников целые защитные прозрачные колпаки.

Некоторые специалисты предлагают поставить рядом с теми же львами на Адмиралтейской набережной новые, прочные современные конструкции, изображающие львов. И чтобы вот на этих львов можно было забираться, делая фотографии. Но большинство реставраторов полагает, что и этот вариант не выход, так как останется устойчивая привычка вседозволенности, а познание авторского художественного произведения превратится в аттракцион.