В Госдуме хотят ввести прокатные удостоверения для контента в онлайн-кинотеатрах

В Госдуме хотят ввести прокатные удостоверения для фильмов и сериалов, демонстрируемых в онлайн-кинотеатрах. Соответствующий законопроект разработала группа депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Эксперты отмечают, что объемы контента в кинотеатрах и онлайн-кинотеатрах слишком различаются, чтобы можно было говорить об унификации подходов и называют предлагаемое регулирование "избыточным", указываяя на остающиеся за пределами регуляторики видеохостинги, иностранные сервисы и пиратские ресурсы.
iStock

Как следует из текста законопроекта, с которым ознакомилась "РГ", документ разработан "с целью унификации требований к демонстрации фильмов в кинозалах и на аудиовизуальных сервисах с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 года № 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".

Законопроектом уточняется обязанность владельцев аудиовизуальных сервисов соблюдать требования российского законодательства о недопустимости распространения фильмов без прокатного удостоверения. Ранее такие требования предъявлялись только к традиционным кинотеатрам. Документом предусматривается, что наличие в фильме материалов, пропагандирующих отрицание или дискредитирующих традиционные российские духовно-нравственные ценности, является основанием для отказа в выдаче прокатного удостоверения.

Под документом стоят подписи депутатов Госдумы Сергея Боярского, Антона Горелкина, Антона Немкина, Дмитрия Певцова, Андрея Свинцова, Марины Ким, сенаторов Андрея Клишаса, Лилии Гумеровой, Натальи Кувшиновой и других.

Сейчас законодательство допускает неоднозначное толкование в отношении аудиовизуальных сервисов, поясняет "РГ" один из авторов законопроекта, член комитета Госдумы по информполитике Антон Немкин.

"Законопроект эту двусмысленность устраняет, уточняя термин "показ", под которым предлагается понимать в том числе распространение фильма на легальных онлайн-платформах. Он добавил, что теперь онлайн-кинотеатры не смогут больше игнорировать требования закона о защите нравственных ценностей, "проводя цифровые премьеры проектов даже без прокатных удостоверений".

Эксперты обращают внимание на то, что между обычными и онлайн-кинотеатрами есть заметные различия, в первую очередь это касается объемов транслируемого ими контента.

"В отличие от традиционных кинотеатров, у каждого крупного онлайн-кинотеатра в библиотеки порядка 10 тыс. тайтлов, т.е. фильмов, сериалов и т. д. Идет ли речь о тотальной ревизии всех библиотек?", - задается вопросом управляющий партнер "ТМТ Консалтинг" Константин Анкилов.

С этим согласны в сервисе "Кинопоиск". Там заявили "РГ", что считают вредным и излишним подобное регулирование онлайн-кинотеатров.

"Та система прокатных удостоверений для оффлайн-кинотеатров, которая действует сейчас, придумана еще в 1996 году и с тех пор мало изменилась: документы подаются в бумажном виде, фильмы передаются на флешке, а на саму выдачу разрешения могут уходить недели. Это устаревшая система, которая работает для кинотеатров, где выходит около 500 фильмов в год, но совершенно неподходящая для стримингов, где в год появляется несколько тысяч единиц контента", - отметили в пресс-службе сервиса.

Там добавляют, что лишь у части тайтлов в каталоге онлайн-кинотеатров сейчас есть прокатные удостоверения - прежде всего у фильмов, что выходили в прокате, но у сотен тысяч единиц контента таких разрешений нет. "И если онлайн-кинотеатры больше не смогут показывать контент без прокатных удостоверений, то зрители одномоментно лишатся доступа к легальным копиям огромного числа сериалов и сериалов, в том числе российских. И дальше использование этой системы приведет к тому, что новый контент на сервисах будет выходить медленно и с сильными опозданиями. При чем у пиратов таких проблем не будет", - заявили в "Кинопоиске".

Разделяют эту позицию и в Медиакоммуникационном союзе.

"Учитывая объемы контентных библиотек, необходимость получения прокатных удостоверений на десятки тысяч тайтлов приведет, во-первых, к существенному росту расходов, во-вторых - оттоку пользователей, ввиду того, что весь процесс оформления займет значительное время. Текущие сроки получения прокатного удостоверения делают фактически невозможным осуществление премьерных показов в одно время на различных территориях, так как зачастую контент становится доступен во всех странах в одно время.

Любые законодательные требования должны быть сформулированы максимально прозрачно и исключать возможность широкого толкования. Размытость требований к контенту для получения прокатных удостоверений не позволяет достоверно оценить вероятность их получения, что неизбежно приведет к еще большей правовой неопределенности и значительным убыткам отрасли в связи с невозможностью использования созданного или закупленного контента", - рассказала Елена Соловьева, директор по связям с общественностью Союза «МКС».

За 2023 год семь онлайн-платформ выпустили больше 200 единиц, контента и приучили зрителя, что примерно каждые две недели на платформе выходит новый контент, отмечают в пресс-службе Start.

"Мы не уверены, что существующий порядок выдачи прокатных удостоверений сможет справиться с таким объемом. Более того, пока у нас нет информации нужно ли будет получать их для сериалов, которые уже вышли и нужно ли будет получать документ для каждого эпизода в отдельности. Все эти вопросы требуют большого обсуждения с индустрией, построения новой инфраструктуры и немалых инвестиций со стороны государства. Иначе зрители могут лишиться большого количества российского контента, доверие и интерес к которому были сформированы только недавно. Немаловажно, что введение прокатных удостоверений для сериалов могут привести к удорожанию подписки для пользователей, которое будет практически невозможно объяснить зрителю", - отметили в Start.

Участники рынка обращают внимание на то, что с 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 87-ФЗ, который ввел в правовое поле термин "аудиовизуальный сервис" и определил обязанности владельцев таких сервисов.

Как следует из данных реестра Роскомнадзора, сегодня к таковым регулятор относит 23 площадки. В отношении распространения информации такими сервисами введены требования, дословно повторяющие запреты и ограничения в сфере СМИ и выдачи прокатных удостоверений.

При этом на сами СМИ, например телеканалы, требование наличия прокатных удостоверений не распространяется. Каналы были освобождены от такого регулирования, так как "показ по телевидению фильмов без прокатного удостоверения не повлечет угрозы распространения на территории России запрещенной информации" в силу того, что "Законом о СМИ уже установлен запрет на использование средств массовой информации для распространения определенных видов информации", - отмечается в пояснительной записке к соответствующему законопроекту, внесенному в Госдуму в 2017 году. Об этом напоминает глава ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин.

"Вся отрасль крайне удивлена такой инициативе, поскольку не так давно те же самые депутаты приняли законопроект, освобождающий от прокатных удостоверений телевидение. У аудиовизуальных сервисов и СМИ регулирование - идентичное, и те, и другие уже исполняют установленные запреты и ограничения, кстати, по смыслу они полностью гармонизированы с правилами выдачи прокатных удостоверений, и совершенно непонятно, что послужило причиной изменения подхода конкретно в отношении аудиовизуальных сервисов?", - отмечает он.

Не затрагивает оно и видеохостинги, такие как RuTube или VK Видео. Остаются за пределами регулирования и иностранные сервисы, это и покинувший российский рынок Netflix, и вполне работающий для российской аудитории Apple TV, и даже испытывающий трудности с оборудованием YouTube.

"Онлайн-кинотеатры и так находятся в неравной конкуренции по сравнению с другими форматами смотрения в интернете, так что введение прокатных удостоверений не только означает двойное регулирование, что прямо противоречит законодательству, но и дальнейшее ухудшение условий конкуренции для отрасли", - уверены в Кинопоиске.

"Считаем прокатные удостоверения избыточным механизмом контроля содержания каталогов аудиовизуальных сервисов, по сравнению с существующим, а кроме этого, крайне бюрократизированным и затратным, который, возможно, повлечет повышение цен на подписки и замедлит создание нового отечественного контента", - сообщили в пресс-службе Okko.

"По факту, все и так уже получают прокатные удостоверения - это нужно для установления возрастного рейтинга, иначе потом могут возникнуть претензии Роскомнадзора («Мы считаем, что это не 16+, а 18+» И тут предъявляется прокатка, которая вопрос снимает). Сделать получение прокатного удостоверения формально обязательным, по сути, не имеет смысла - у Минкульта просто нет ресурса, чтобы отсматривать такой объем контента. В целом, все сведется к бюрократической формальности, которая будет только тормозить процесс. Контроль за контентом нужен, бесспорно, но механизмы требуются другие", - уверен экс топ-менеджер онлайн-платформы.

При этом сегодня существуют инструменты, позволяющие Роскомнадзору оперативно реагировать на появление на аудиовизуальных сервисах контента, содержащего запрещенную информацию. Собеседник на рынке напоминает, что Роскомнадзору достаточно направить владельцу сервиса соответствующее требование. Не исполнив его владелец сервиса может быть привлечен к ответственности по статье 19.7.10-2. КоАП РФ, которая предусматривает штраф для юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.

"Есть ощущение, что и Минкультуры (орган, выдающий удостоверения) не готово к обработке такого объема, и для обеспечения реализации новых полномочий потребуется дополнительно финансировать расширение их штата из федерального бюджета. Мы получим задвоение регулирования, за которое заплатят граждане и бюджет", - говорит Бырдин, добавляя, что "в отрасли рассчитывают на то, что обсуждение целесообразности данной инициативы и ее окончательной редакции будет проходить с ее участием".