Еду в командировку посмотреть на голышмановское чудо в его юбилей - в Международный день художника заведению исполнилось 10 лет. В глуши, вдали от цивилизации, где нет интернета и изредка пробивается телефонная связь, о чем предупреждена, есть прекрасное место, где дети и взрослые учатся рисовать, растут в творческой атмосфере. Много ли для этого надо? Много - цельный наставник.
- Ира, приехала? - доносится из трубки.
- Уже тут, бегу от "железки".
Спешу к машине. Художник Евгений Корнильцев, тот самый наставник, открывает дверцу. Драндулет о четырех колесах многое повидал, будто на Марс слетал, но еще пыхтит. У "пипетки", как зовут чудо российского автопрома, выменянное на корову и картины, ответственная миссия - она просто обязана выжить, ведь Евгению Витальевичу с его планов громадьем без нее никуда. Летом можно обойтись: до центрального поселка по важным делам возит лошадь Карюха, она же терпеливо преодолевает межсезонную распутицу, тогда как "пипетка" еле ползет на железном брюхе - только трактором тянуть.
От Голышманова, где встретил Корнильцев, до Быстрой 17 километров. Сначала дорога. Потом бездорожье. В селах снега навалило, а в Тюмени люди его ждут пуще Нового года. По пути прихватываем Надюху - она живет в поселке и на важные праздники в Дом художника ходит пешком. Чистый искренний ребенок 65 лет, не способный на грех и подлость. Пешком в минус 20 топает 17 километров четыре часа, чтобы быть сопричастной, улыбаться, хрустеть печенькой и швыркать зеленым чаем. Последние кочки - под зимними облаками, по туннелю меж деревьев, где ходят осторожные косули и скачут полоумные зайцы.
Только моргнула, а перед машиной раскинулась огромная поляна с жильем. Ковчег. Где-то пробивается дымок. Из звуков - собачий лай и скрип декабрьских берез. Мы в Быстрой, некогда звавшейся Дыриной (дыра посреди леса). На небольшом возвышении - дом художника, он же в прошлом школа, Дом культуры и медпункт: каждому учреждению - по кабинету, и все довольны.
- Евгений Витальевич, гостей много будет?
- Думаю, да. Из Голышманова и района, из Ишима и Тюмени. Поговорим, попоем...
Заезжаем домой проведать Карюху (Корнильцев поутру раздобыл мешок зерна), погладить Линду и Рекса, двух кудрявых собак дворовой породы, посмотреть на четырех приблудившихся кошек и наказать Вадиму Веселову, еще одному быстринскому художнику, которого приютил Евгений, надевать праздничное. Мы готовы. Да будет день рождения.
Захожу, верчу головой. Залы, учебный класс, библиотека, кухонька для чаевничания. И картины, много картин - от мастера, единомышленников, учеников. Видно, что вещи не новые - собраны как списанное. Не нужны там, нужны тут. Где драпировка, где заплатка - уютные, как у бабушки в избе. Такого чистого, светлого, удобного для гостей места не встречала давно. А если учесть, что оно на поляне среди леса, в деревеньке, где вода в рукомойнике, а остальные удобства на улице… Почему сюда так рвутся именитые художники на пленэры, беседы, Ильин день и Рождество? Тут отдыхает душа и успокаивается сердце.
- Быстрая - малая родина. Я много где пожил, но 14 лет назад вернулся. Заболел в Москве, друзья-голышмановцы - Римма и Сергей - звонят: "Женя, мы тебе дом купили". Поехал. Ремонтировал жилье, красил-белил и искал себе применение: сначала открыл студию академического рисунка в Голышмановском краеведческом музее, потом в селе Медведево детскую изостудию "Сад". Года два ходил по Центральной улице мимо заколоченной старой школы и все думал… Я ж работал в ней в 90-е директором. Администрация намерения поддержала. Намедни разбирал фотоальбом, нашел снимок, где мы с топорами распечатываем здание, представляя будущее: тут не страшно развернуться, сюда не жалко вкладываться. Потому что это родина, - рассказывает Корнильцев, пока я рассматриваю картины.
К 10-летию в Доме художника разместили два цикла самого Евгения Витальевича: "Пятое время года" про загадочный реализм и "Времена года", выполненный в реалистической манере, - про отчее место, живых и ушедших близких. Каждый зритель найдет в работах свое: от чего-то заволнуется, про что-то вспомнит… Премьерной стала экспозиция Валентины Денисовой "Несказанное, синее, нежное". Чистый, спокойный и ясный наив, охарактеризовала собрание тюменский искусствовед Ирина Яблокова, которая в 2017 году взяла шефство над быстринскими культурными проектами. "Память сердца" - выставка Анны Губановой. Это калейдоскоп из портретов голышмановских фронтовиков. Обе художницы работали в сельской школе учителями рисования, а писать прицельно начали лишь на заслуженном отдыхе.
В Быстрой на уроки ИЗО зачастую собираются именно взрослые, в том числе тюменская группа, - эти товарищи приезжают летом надолго напитаться раздольем. В райцентр и Медведево Корнильцев ездит сам, а в Тюмени преподает в студии "Чудеса". Возит выставки - свои и подопечных. Сейчас Дом дружит с девятью музеями в Тюменской, Свердловской, Омской областях, в Мелитополе, куда художник попал летом с просветительской миссией, устраивает по два-три выездных мероприятия в год и проводит до десяти в Быстрой. Бывали в деревне с творческим портфелем Ольга Трофимова, сестры Дина и Таня Цехмистер. На следующий год приглашена Алевтина Юрчак.
Над дипломной работой трудится будущий реставратор и бывшая ученица Ольга Белогрудова, обещая после защиты подарить "Тайную вечерю" сельскому храму. В художественных училищах корпят над науками другие подопечные нашего героя. Голышмановские пенсионеры, позабыв про тонометры и таблетки, рисуют с утра до ночи и колесят по региону с презентациями. Это ли не диво?! Как золотоискатель, Корнильцев отыскивает таланты, притягивает, учит и дает самое главное - веру в себя. При этом любимчиков не выбирает - опекает всех.
- Что-то невероятное тут с людьми творится, правда? Одни начинают рисовать, а другие петь… - спрашиваю у гостя из Омска Владимира Короткова.
- Это все быстринский дух, - отвечает он, в 78 лет преодолев на машине почти 400 километров ради юбилея.
Коротков тоже местный. Уехал из деревни 60 лет назад за образованием и семьей. Осел в Омске - участвовал в выпуске ракетно-космической и авиационной техники, только два года как отдыхает от производственных задач. В Быструю наведывается хотя бы раз за сезон, чтоб пройтись по улицам детства, постоять над могилами родителей, зайти в картинную галерею.
Алексей и Татьяна Кашкаровы из Медведева весь праздник аккомпанировали себе на гитаре и благодарили Корнильцева - он открыл их землякам. Специалисты Ишимского музейного комплекса имени Ершова хвалились, что нашли в нем иллюстратора, - в этом году Евгений Витальевич взялся украшать новое издание "Конька-Горбунка", которое стало самым популярным на конкурсе "Книга года".
- Не все в голышмановском обществе радушно принимают творчество и просветительскую работу Корнильцева - это факт, - рассуждает глава округа Александр Ледаков, памятуя о летней истории, когда вандалы разрушили аллею фронтовиков у Дома художника. - Борьба добра со злом была, есть и будет. Наш художник - боец и борец, он копит добро, воспитывая деревенских ребятишек.
День клонится к вечеру. Пора обратно. От обильного общения кружится голова.
- Вы теперь спокойны, Евгений Витальевич, после стольких лет поиска смысла? - спросила я его на прощание.
- Молодым ищешь, где лучше, а взрослым - где нужнее. Я и вторую фамилию в честь родины взял - Корнильцев-Быстринский. Деревня наша живет, появляются новые люди. Рядом со мной строится казах, привезет семью. Мне ничего не нужно от власти, кроме доверия. А дел сколько!.. У Вадима в Асбесте будет персоналка, 12 моих авторов готовятся к "Палитре Ишима". Хочу снова попасть в Донбасс - "пипетке" весной предстоит большое путешествие.
Пусть все случится!