Запишет на прием

Искусственный интеллект будет все чаще использоваться в государственной сфере
Времена, когда развитие искусственного интеллекта вызывало у обывателей страх, прошли. Сегодня ИИ постепенно внедряется в самые разные аспекты повседневной жизни, становясь ее неотъемлемой частью. Так, по данным совместного исследования НИУ ВШЭ и РОМИР, россияне в целом демонстрируют нейтрально-положительное отношение к развитию таких технологий.
iStock

"Если смотреть на ИИ просто как на еще одно техническое решение, какими когда-то были, скажем, интернет, электричество или центральный водопровод, то станет понятно: нейросети не заменяют человека, они упрощают его работу и служат "вторым пилотом" в решении бытовых и бизнес-задач", - отмечает управляющий партнер онлайн-университета "Зерокодер" Сергей Бражник.

Большинство опрошенных в исследовании НИУ ВШЭ и РОМИР считают ИИ полезной технологией для современного общества, поскольку такие алгоритмы превосходят человека в таких аспектах, как поиск, хранение и анализ информации.

Сегодня все больше процессов в самых разных отраслях экономики отдается на откуп искусственному интеллекту. Например, в банковском секторе, в сфере консалтинга, страхования, предоставления различных услуг - там, где важна коммуникация с клиентами, технологии с ИИ применяются очень активно. Например, искусственный интеллект может выстроить полноценный диалог с клиентом. При этом далеко не каждый сможет заподозрить, что разговаривает с алгоритмом, а не с реальным человеком. Причем ответы на поставленные вопросы ИИ даст быстро, четко и без ошибок. Он не забудет про какой-нибудь важный нюанс, а выдаваемая им информация будет всегда актуальна. Применение такой технологии снимает с человека значительную часть рутинных задач, позволяя сконцентрироваться на более сложных или творческих задачах.

Технологии на основе искусственного интеллекта не стоят на месте, а постоянно совершенствуются. Например, голосовые помощники могут не только отвечать на стандартные вопросы, но, например, им под силу помочь совершить платежи, выдать выписки, подобрать банковский или страховой продукт по заданным параметрам. Такой умный ассистент даже поможет разобраться в вопросах налогообложениях или маркетинга. Его функции постепенно расширяются - от рутинных задач до принятия решений.

Сегодня ИИ активно внедрен в банковский сектор, страховой, в сферу маркетинга и даже в HR. Искусственный интеллект помогает подбирать персонал и принимать решение о том, подходит ли тот или иной кандидат на должность или нет.

В этих сферах его роль понятна и уже привычна. Другое дело, когда речь заходит о госуправлении. Здесь внедрение любой новой технологии должно происходить самым выверенным образом. Для того, чтобы ИИ стал помощником, а не помехой в решении госзадач, был разработан в 2021 году Федеральный проект "Цифровое государственное управление", который является частью национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и реализуется в рамках государственной программы "Информационное общество".

Его цель - к 2030 году увеличить до 95 процентов количеств услуг, предоставляемых в электронном виде. Это позволит обеспечить качественно новый уровень предоставления услуг, необходимых для повышения качества жизни населения и развития бизнеса.

На сегодняшний день технологии с применением ИИ активно внедряются в сферу здравоохранения, обязательного медицинского страхования, в сельское хозяйство, транспортную отрасль, ТЭК, обрабатывающую промышленность, в деятельность МЧС, Росгидромета, Росавиации, Россельхознадзора и других органов исполнительной власти.

Новые ИИ-технологии значительно сократят сроки оказания госуслуг и повысят безопасность данных

Например, в здравоохранении ИИ применяется для диагностики заболеваний, анализа эпидемиологических данных и прогнозирования развития эпидемий. Алгоритмы помогают выявлять заболевания на ранних стадиях, что позволяет быстрее начинать лечение. Также ИИ анализирует большие массивы медицинских данных, прогнозируя вспышки заболеваний, оптимизируя распределение медицинских ресурсов и ускоряя разработку вакцин. Это значительно повышает эффективность системы здравоохранения, улучшая доступность и качество медицинских услуг.

В правоохранительных органах широко используются системы распознавания лиц, видеонаблюдения и прогнозирующего анализа. Эти технологии помогают предотвращать преступления, идентифицируя подозреваемых и анализируя паттерны криминальной активности.

Налоговые службы используют ИИ для автоматизации анализа транзакций, выявления налоговых нарушений и предотвращения уклонения от налогов. Например, алгоритмы анализируют финансовые потоки, сравнивают доходы с расходами и выявляют аномалии, которые могут указывать на нарушения. Это ускоряет процесс проверки и снижает затраты на ручной аудит, повышая прозрачность налоговой системы.

Нейросети доказали свою эффективность в предотвращении преступлений и поиске подозреваемых

В сфере управления городским хозяйством ИИ активно используется в концепции "умных городов". Системы управления транспортом оптимизируют дорожное движение, снижая заторы и улучшая экологическую ситуацию. Алгоритмы контролируют энергопотребление, прогнозируя нагрузки на энергосети, а также управляют инфраструктурой, включая водоснабжение и освещение улиц.

Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время в госсектор будет приходить все больше технологий на основе ИИ.

"Продвинутые чат-боты станут основным инструментом для автоматизации взаимодействия граждан с госуслугами через текстовые и голосовые интерфейсы, в том числе с использованием цифровых аватаров, - считает старший преподаватель кафедры киберспорта факультета игровой индустрии и киберспорта университета "Синергия", директор АНО "Спортивно-методический центр "Кафедра киберспорта" Виктория Береснева. - Они смогут консультировать по вопросам оформления документов, информировать о статусе заявлений, а также обучать граждан, например, объясняя изменения в законодательстве".

Прогнозная аналитика позволит государственным органам эффективнее использовать большие данные для предсказания экономических, социальных и инфраструктурных тенденций, что поможет заблаговременно реагировать на потенциальные проблемы и оптимизировать использование ресурсов. Системы поддержки принятия решений, которые уже постепенно начинают внедряться, станут важным инструментом для стратегического планирования. Они будут использоваться в антикризисном управлении, здравоохранении и финансовом планировании, снижая субъективность и учитывая больше факторов, чем это возможно при ручном анализе.

По словам эксперта, технологии кибербеза на основе ИИ обеспечат защиту данных и инфраструктуры, автоматически выявляя и предотвращая кибератаки. В результате госаппарат будет быстрее обрабатывать данные и принимать решения, а безопасность личной информации станет еще выше.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов /Александр Фейст