Почему падение рынка грузовых машин стало закономерностью

Падение рынка грузовых автомобилей (массой свыше 16 тонн) по итогам ноября на 30 процентов год к году - это абсолютно закономерный итог досрочной реализации потребности клиентов, вызванный индексацией утилизационного сбора в октябре.

В тот момент техника приобреталась клиентами по принципу "завтра будет еще дороже", а не потому что рынок вдруг пошел вверх и у бизнеса выросли потребности. Сейчас же, наоборот, наблюдается резкое охлаждение спроса и падение трафика обращений минимум на 40 процентов, это мы можем констатировать как по собственным каналам продаж, так и аналогичная картина у наших лизинговых партнеров.

Прогнозировать какой-то разворот рынка в рост беспочвенно, так как все реальные ковенанты (обязательства) стали только жестче и имеют потенциал на дальнейшее охлаждение. Помимо рисков очередного повышения ставки ЦБ, не будем забывать об изменениях в налоговой системе с 2025 года: повышении налога на прибыль до 25 процентов, введении НДС для упрощенной системы налогообложения (УСН), планы по изменениям в системе контроля рынка грузоперевозок плюс дефицит водителей, рост зарплат и другие проинфляционные факторы.

Если говорить про рынок "тяжелой" техники HCV-сегмента (от 16 тонн) 2025 года - мы ориентируемся на прогноз в 75 единиц и реалии его допандемийных показателей. Параллельно мы видим, как надувается пузырь по досрочному расторжению лизинговых договоров и изъятию техники по контрактам прошлого года, что приведет к повышению ее предложения на вторичном рынке. В нашей компании доля выручки от продаж техники составляет более 70 процентов. Тренд на снижение объема реализации мы увидели еще в 4-м квартале 2023 года.

Это связано, с одной стороны, с циклом поднятия ключевой ставки ЦБ и удорожанием лизинга, с другой - с появлением избытка предложения и усилением внутренней конкуренции. Кроме того, появилось огромное количество посредников и микродилеров техники из Китая. Поэтому в 2024 году основные инвестиции были направлены на модернизацию наших сервисных станций и усиление позиций именно в послепродажном обслуживании, где мы увеличили потенциал фактически в 1,5 раза.

В отличие от рынка ретейла, в котором количество компаний, торгующих китайской техникой, уже перевалило за 1000, полноценными возможностями для качественного гарантийного ремонта грузовой техники и сопровождения клиентов по-прежнему обладает в лучшем случае не более 200 дилерских центров на всю страну. Ввиду удорожания техники многие клиенты отказываются от покупок в текущий период, экономят на всем, но не могут не обслуживать имеющийся парк. Поэтому сегмент сервиса сейчас выглядит более надежным и стабильным с точки зрения прогнозирования выручки и прибыли.

Сейчас наблюдается резкое охлаждение спроса

Также мы, например, перестали пользоваться кредитными ресурсами еще в конце прошлого года, так как их стоимость превысила нормы рентабельности нашего бизнеса. Хуже всего сейчас себя чувствуют именно компании с высокой долговой нагрузкой.

Ключевым фактором, который реально способен изменить рыночный тренд, вернуть экономику на "нормальные рельсы" и остановить инфляцию, является геополитика, которая может позволить снять перегрев как с рынка труда, так и убрать ключевые санкционные ограничения, которые подстегивают параллельный импорт и рост цен.