Что ждет главный недострой Барнаула

В центре Барнаула, на площади Октября, вот уже двенадцать лет стоит главный долгострой краевой столицы - Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК). Злополучное здание превратилось не только в черную дыру в бюджете региона, но и в репутационное пятно, учитывая прежние громкие заявления в СМИ о том, что этот "исполин" станет крупнейшим музеем за Уралом.

В конце ноября стало известно, что КГКУ "Единый заказчик капитального строительства Алтайского края" второй раз в этом году не смог найти подрядчика для разработки проектно-сметной документации на завершение строительства здания музея. Начальная максимальная цена контракта составляла около 10,15 миллиона рублей. На участие в аукционе поступила одна заявка, которую организаторы отклонили из-за несоответствия требованиям. А первая попытка была сделана в августе. Проектные работы оценивались в 11,5 миллиона рублей, но на летний аукцион вообще не подали ни одной заявки. Скорее всего, условия конкурса оказались слишком жесткими, что оттолкнуло некоторых проектировщиков.

Что же пошло не так в истории с художественным музеем? По мнению экспертов, истоки нынешних проблем ГХМАК были заложены еще на стадии проектирования. В 2009 году краевые власти заключили контракт на выполнение проектно-изыскательных работ на сумму 2,2 миллиона рублей с АО "Сибирский институт "Сибспецпроектреставрация". В 2010 году с той же самой томской фирмой был подписан договор на 6,6 миллиона рублей на разработку проектной документации для реконструкции. Однако вместо отведенных четырех месяцев работы заняли два года. Заказчиком на тот период было управление Алтайского края по культуре, что само по себе, конечно, нонсенс - пироги должен печь пирожник, а не сапожник, и что люди культуры могут понимать в хитросплетениях строительного дела? Культурный заказчик даже не выдвинул требований об уплате пеней или штрафов за существенную задержку по срокам.

К тому же выяснилось неприятное обстоятельство: здание безнадежно обветшало. И чем возиться с его реставрацией, проще построить новое с сохранением важных исторических элементов фасада. В 2012 году краевое управление по культуре заключило с ОАО "СтройГАЗ" контракт на реконструкцию музея за 227,8 миллиона рублей. Была поставлена задача - завершить работы к сентябрю 2015- го. При этом эскизный проект томичей, который барнаульские архитекторы назвали "позавчерашним днем", в расчет уже не брался.

Как оказалось, у специалистов "Сибспецпроектреставрация" имелся опыт реставрационных проектных работ, но не было наработанной практики проектирования музеев с нуля. Поэтому управление по культуре в 2012-м и 2013 году заключило два договора на сумму 10,5 миллиона рублей с творческой мастерской архитектора Александра Деринга "Классика" на корректировку проекта. Согласно новой документации, предстоял полный демонтаж старого здания и возведение нового за 846,8 миллиона рублей.

По словам Александра Деринга, новые, современные решения в проекте давались с большим скрипом. В процесс постоянно вмешивалось руководство региона, которое порой выдвигало фантастические требования. Например, устроить на втором этаже наградной зал с отдельной комнатой для VIP-персон. Предлагалось сделать полы из каменных плит Колыванского завода, на котором не было соответствующих технологий шлифовки. Была идея уложить паркет из алтайской березы. Дело даже доходило до рекомендаций по развеске картин.

"Классики" все это стойко пережили и проектную документацию сдали согласно контрактам. Однако проверять проект, смета которого сильно выросла по понятным причинам, доверили уже не местной экспертизе, а московской. Там все застопорилось. А дальше грянул мировой финансово-экономический кризис, доллар взлетел вверх и возникли проблемы с закупкой импортного оборудования. Смета раздулась еще больше. Терпение проектировщиков лопнуло, когда было предложено дополнительно спроектировать еще один этаж.

- Я понял, что хорошего современного музея из-за всей этой возни не получится, и занялся другими проектами, - вспоминает Александр Деринг.

В 2017 году "Классику" заменила "Архитектурная мастерская Тоскина". "Стройгаза" на долгострое уже не было - знаменитый строительный холдинг обанкротился. На тот момент на создание музея было потрачено 750 миллионов рублей. Один из бывших топ-менеджеров "Стройгаза" в беседе с корреспондентом "РГ" сказал, что еще одной причиной долгостроя стала изначально заниженная цена объекта: "Заказчик захотел получить дворец за довольно скромные деньги. Из-за этого многое пошло не так в строительстве музея, и это же ускорило крах "Стройгаза", с каждым годом испытывавшего все большие финансовые трудности".

На объект зашло ООО "Селф". Одна из самых крупных компаний края получила два контракта общей стоимостью 1,246 миллиарда рублей. Однако весной 2024 года Единый стройзаказчик Алтайского края заключил с подрядчиком соглашение о расторжении контрактов. По первому договору "Селф" успел выполнить работы на 474 миллиона рублей, по второму - на 269 миллиона. По информации регионального минстроя, предоставленной "РГ", готовность объекта составляет всего 62 процента.

Когда в 2022 году стоимость реконструкции музея пересчитали по актуальным ценам, она выросла до 1,8 миллиарда рублей. По данным Счетной палаты Алтайского края, на тот период было потрачено порядка одного миллиарда рублей, часть из них федеральные средства.

Плохо и то, что зданию музея уже требуется ремонт. По всем строительным канонам, если работы на объекте заморожены, то ему необходима консервация. Но это опять-таки дорогое удовольствие.

- К сожалению, идея нового музея не стала стратегически важной для Барнаула и его жителей. А для стратегически важных объектов не имеет значения, кто на данный момент мэр или губернатор - их все равно надо строить. При возведении художественного музея изначально не было заложено механизма общественного контроля, эта стройка не стала народной, - подчеркивает Александр Деринг.

Между тем

Жители Барнаула все чаще стали говорить о том, что "недострой с бородой" на площади Октября разумнее всего было бы отдать под детский дом творчества. В неожиданной идее есть немалый резон. Во-первых, в Барнауле не хватает локаций для занятий детей, живущих в центре города, танцами, музыкой, театром, пением и другими видами творчества. А те площадки, которые есть, не всегда удобны, в том числе в плане логистики. Во-вторых, у многих еще с самого начала строительства нового здания ГХМАК возник вопрос: а нужен ли Барнаулу такой огромный музей и кто его будет посещать на постоянной основе? Горожане - в самом лучшем случае, пару раз в год. Туристы вряд ли - они в массе своей едут любоваться природой Алтая. В-третьих, дом творчества - насущная потребность для разных горожан, прежде всего юных (и не одного поколения). А статус "самого крупного музея за Уралом" - это всего лишь эхо непомерных амбиций, обернувшихся дорогим долгостроем.