Как пианист Мацуев поставил на уши Рахманиновский зал

В Рахманиновском зале началось такое "мацуиссимо" - все замерли и предвкушали. Зал полный, через край. Сначала вылетел (а может, выскочил? нет, выпрыгнул) на сцену дирижер - Иван Никифорчин. И "крылышкуя золотописьмом тончайших жил" стал дирижировать.
Пресс-служба Московской филармонии

Играли Гершвина. Плечами и открытой линией спины сверкнула первая скрипка. Все было сразу многообещающе. По залу расплылась, как черно-белый "голливуд", как кинолента, мелодия "Американца в Париже". Зал разомлел. И тут…

Подняли крышку черного рояля - будто разлетелись полы фрака. Появился пианист Денис Мацуев, элегантный, как… Ну, как всегда. Все музыканты, кажется, похожи на свои излюбленные инструменты (впрочем, может и наоборот). Вот только что, казалось бы, дня три-четыре, как в Концертном зале Чайковского он играл со Светлановским госоркестром. Вот только что в "Зарядье" он играл Бетховена и Грига - завершив концерт особо чувственной прокофьевской Сонатой номер 8: оттуда еще шла волна.

Он вообще за год успел сыграть аж 260 концертов - и вот теперь вместе с Российским национальным молодежным оркестром он уже празднует 10-летие московской Филармонии-2 - Рахманиновского зала.

Обрушился, как водопад: атлет и виртуоз - всей своей скоростью, техничностью и виртуозностью интерпретаций. Сказал: сейчас устроит для собравшихся феноменальный "симфоджаз".

Обрушился, как водопад: атлет и виртуоз - всей своей скоростью, техничностью и виртуозностью интерпретаций. Фото: Пресс-служба Московской филармонии

За ним на сцену вышел контрабас, который нес Андрея Иванова. Барабаны с медными тарелками ударной установки будто сами придвигались к Александру Зингеру.

Но все-таки опаснее казалось то, как силуэт тугого платья Екатерины Мочаловой зарифмовался с напряженной формой ее домры.

И струны напряглись, как нервы. Зазвенели.

Сорвались от джазовых "стандартов" - понеслись в Полет шмеля и Танец с саблями, и Чика Кориа с испанскими страстями. Играли бицепсы, летали кисти рук. Но тут такое дело: было весело. Бродила страсть, как закипавший чайник. Зал зашелестел от драйва - это было состояние души.

Про такое чудо, кажется, писал когда-то Пушкин.

Не помните? Цитирую:

"Но уже импровизатор чувствовал приближение бога... Он дал знак музыкантам играть... Лицо его страшно побледнело, он затрепетал, как в лихорадке; глаза его засверкали чудным огнем; он приподнял рукою черные свои волосы, отер платком высокое чело, покрытое каплями пота... и вдруг…".

Фото: Пресс-служба Московской филармонии

Не то чтобы все было точно так - но близко к этому.

Пушкинский импровизатор обещал еще "египетские ночи" с Клеопатрой, за которые и "страстью дрогнули сердца", и головы не пожалели три ее поклонника. В Рахманиновском зале до такого не дошло - но все же страсти были сильные. Темп ускорялся.

Что такое "мацуиссимо"? Не просто быстрый музыкальный темп. Если хотите, это жизненная философия. Когда не самоцель - сыграть быстрее, громче и с напором. А даже пауза и пиано становятся вершиной виртуозности. Вершиной магии, как замечает сам Мацуев.

Он успел послать со сцены и приветы в зал. Помахал рукой, поздравив с юбилеем замечательного зала тех, благодаря кому во многом этот зал в Москве и появился - и директора филармонии Алексея Шалашова, и бывшего министра, а теперь советника президента Владимира Мединского.

Фото: Пресс-служба Московской филармонии

Денис Мацуев, пианист классический и имя мировое - четверть века назад был победителем Конкурса Чайковского, и потом - не перечислишь, сколько побеждал по белу свету среди самых строгих пианистов. Но при этом постоянно повторяет: любит джаз, отец был композитором, прекрасным импровизатором, да что там - дедушка был барабанщиком.

Так что, конечно, джаз - как воздух.

Вот кто-то любит говорить, как дорожит свободой и боится, как бы в чем кого не ограничили, - а как вы ограничите Мацуева, когда его свобода здесь: она искрит на кончиках пальцев, погруженных в клавиши. Его свобода в нюансах между пятью пиано и пятью форте, в прикосновении к живому инструменту - каждый раз неповторимом. "В чем прелесть такого концерта? Все, что здесь происходит, - только здесь и сейчас. Повторить невозможно".

Насколько трудно сочетать джаз-банду с большим серьезным симфоническим оркестром? На этот счет Мацуев признается: "Это очень непростой жанр, непростой стиль, который требует очень правильных, тонких аранжировок". Но когда свобода - удается все.

"Немножко поменяли гармонии, чтобы она зазвучала в другом ракурсе", - сказал контрабасист Иванов.

"Оркестру важно быть с солистами-импровизаторами на одной волне", - сказал дирижер Никифорчин.

"Мне кажется, что здесь, как и в любом концерте, есть свое яркое место и у народных инструментов", - сказала быстрая домристка Мочалова.

Денис Мацуев подытожил: "Чем хорош такой концерт? Интрига в том, что мы не репетируем. Называем программу - но что и как будет внутри, никто не знает. В этом драйв".

Виолончель уже несла на сцену Борислава Струлева - он умеет на виолончели все, предупредил Мацуев.

Вслед за балладой, сочиненной пианистом в 12 лет, звучали сумасшедшие импровизации на темы Грига - из "Пер Гюнта", по мотивам Сен-Санса - с Лебедем из "Карнавала животных". И следом Дунаевский - с музыкой из кинофильма "Цирк". И наконец "Фиеста", на которой каждый из солистов отрывался так, что… Нет, но все же какова домристка Мочалова! Нет, и не забудем плечи первой скрипки! Видеофоном для концерта шли то цветовые пятна, то как будто пузыри. На озаренный потолок, как говорили в старину, ложились тени, скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья.

Возможно даже, Пастернак сказал бы: "жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла крестообразно".

Завершил кипение в Рахманиновском зале-юбиляре веселый, бурный Happy birthday - в версиях Моцарт-Бетховена-Штрауса-Щедрина-Стравинского.

Так и должно быть. Выходить с концертов надо, как и в жизни, изо всех перипетий: страсти страстями - но с улыбкой.

Между тем

А на следующий день "симфоджаз" - или "Новый год в джазовых тонах" - прозвучал уже в Концертном зале Чайковского. Не обошлось и без особенных подарков.

На концерт Денис Мацуев пригласил 9-летнего Руслана Галеева из башкирского города Салават, который загадал желание: познакомиться со знаменитым пианистом. С "Елки желаний" его мечта долетела до первого вице-премьера Дениса Мантурова - а уж от него и до Мацуева.

Мечта сбылась. Руслану подарили чудо. Мальчик со всеми вместе попал в водоворот - импровизации и предвкушений, невозможного и предсказуемого. Мацуев неспроста все время говорит о том, что музыка есть "лучший терапевт и миротворец".

А Новый год Мацуев тоже встретит на сцене. А уже в начале января будет играть принцессе Таиланда русскую музыку с Бангкокским королевским симфоническим оркестром под управлением того же дирижера Ивана Никифорчина. А потом опять в Москве большой концерт старый Новый год.

Такая жизнь - сплошное "мацуиссимо".