"Лиц со слабыми нервами просим воздержаться от посещений". Театр "На Литейном" представил премьерный музыкальный детектив

Театр "На Литейном" представил премьерный музыкальный детектив
Театр "На Литейном" перед Новым годом выпустил новый спектакль - "Гран-Гиньоль, или Театр ужаса и смеха". Музыкальный детектив поставил художественный руководитель Сергей Морозов.
Василий Волобуев, режиссёр - Александр Цыбульский.
Василий Волобуев, режиссёр - Александр Цыбульский. / Сергей Рыбежский

Незнакомые большинству зрителей слова в названии постановки. Шутливое предупреждение: "Лиц со слабыми нервами просим воздержаться от посещений" (читаем на сайте театра). Научно-просветительские лекции - как ликбез - для будущих зрителей…

Время действия: начало ХХ века. Место действия - Литейный театр, который в начале своей творческой жизни, оказывается, следовал традиции знаменитого парижского "Гран-Гиньоля" пугать уважаемую публику, доводя до обморочного состояния… "Но наш спектакль - не историческая реконструкция, а вольная, ироничная, порой немного жутковатая, а порой мелодраматичная фантазия на тему Театра ужаса", - говорится в релизе.

Герои действия - театральный народ (драматург, режиссер, актеры, бутафор, принятый в труппу врач, цензор). А еще сыщик полиции. А также призраки, лешие, упыри, мумии…Мистика. Клюквенная кровь, а может, настоящая? Совершено убийство примы театра. "Весь Петербург клокочет".

Авторы либретто - Константин Рубинский и Максим Максимов. В Петербурге идут популярные мюзиклы по либретто Рубинского "Айсвилль", "Великий Гэтсби", "Белый. Петербург", "Петр Первый". Эффектные декорации - фантазия художника Фемистокла Атмадзаса.

Специально для театра написали музыку Максим Кошеваров и Александр Маев. В "Гран-Гиньоле" занят музыкальный ансамбль, звучат аккордеон, фортепиано, скрипка, контрабас, гитара.

В спектакле участвует большая половина труппы. В главных ролях - заслуженный артист РФ Сергей Гамов, Александр Цыбульский, Сергей Шоколов, Ася Ширшина, Татьяна Тузова, Светлана Шаврова, Александр Безруков, другие артисты.

Вот что рассказал "РГ" режиссер Сергей Морозов.

Елизавета Куницына и Ася Ширшина. Фото: Виктор Васильев

Как рождался спектакль с труднопроизносимым названием?

Сергей Морозов: На самом деле, не случайно появление этого спектакля в репертуаре театра в 2024 году - дважды юбилейному для нас: 115 лет с момента начала театральной деятельности и 80-летие организации областного театра, который долгое время носил название "Областной театр драмы и комедии". Конечно же, мы обратились именно к той дате, когда первые театральные представления были сыграны на сцене по адресу Литейный, 51. В 1909 году театр открылся представлениями труппы "Гран-Гиньоль" ("Театр ужасов"). Она была создана наподобие французского театра Grand Guignol, появившегося в конце XIX века. Репертуар был похожим.

Многое в нашей пьесе имеет историческое подтверждение. Например, почему на нашем логотипе - Пегас и почему он является, по сути дела, одним из действующих лиц этого спектакля? Сначала в этом пространстве располагался конный манеж, затем был роллердром (каток для роликовых коньков), и вот уже 115 лет здесь обитает театр. Это одно из самых старинных театральных пространств в культурной столице России, если не считать императорские театры.

Практически все 115 лет (за исключением периода ленинградской блокады и нескольких лет восстановления этого здания после войны) здесь всегда била ключом театральная жизнь. И это обращение к отправной точке нынешнего Театра "На Литейном", с одной стороны, позволяет окунуться в историю, а, с другой, через сюжет более чем вековой давности мы можем поговорить о сущности театра, о его роли для людей как внутри, так и снаружи. Для меня этот спектакль прежде всего не гимн театру ужасов и даже не столько гимн Литейному театру, сколько гимн театру как таковому и людям театра.

Это оригинальное произведение во всех смыслах. Пьеса написана специально для нас одними из ведущих авторов музыкального театра Константином Рубинским и Максимом Максимовым. Музыку написали замечательные композиторы Александр Маев и Максим Кошеваров, их работы идут и в петербургском Театре музкомедии, и по многим городам России, профессионалы, за плечами которых и многие сотни кинопроектов.

Игнатий Кондрашкин, сыщик полиции - Игорь ПавловКнязь Александр Павлович Дондук-Засекин, покровитель театра, драматург - заслуженный артист России Сергей Гамов. Фото: Сергей Рыбежский

Необходимо отметить роль двух замечательных музыкальных руководителей спектакля. Профессионалы высокого уровня - хормейстер театра, педагог по вокалу Ольга Тихомирова, а также Татьяна Виноградова, музыкальный руководитель Пермского академического театра "Театр Театр", солидную часть репертуара которого в последнее время составляют именно мюзиклы. К слову, Татьяна - неоднократный лауреат "Золотой маски" именно в номинации "Работа дирижера в театре".

В команде - сценограф Фемистокл Атмадзас, автор чудесных костюмов Ирина Долгова, художник по свету Валентин Бакоян, балетмейстеры Ирина Ляховская и Александр Осинин, ассистент режиссера, педагог по речи Людмила Бояринова. Это все талантливые соавторы многожанрового, многослойного, полифоничного произведения, где соединяются мелодрама, комедия, детектив, мистика, гиньоль, ужасы...

Органичное соединение жанров - это самая азартная, интересная и трудная задача, которую мы старались решить в процессе постановки. Объединить это в единое действие помогает замечательный инструментальный квинтет, который сопровождает весь спектакль. Для меня в этой постановке принципиально, чтобы был живой звук инструментов и живой вокал.

Сегодня во многих драматических театрах есть хотя бы один музыкальный спектакль, мюзикл.

Сергей Морозов: Данной премьерой мы не следуем моде, но мне кажется, с одной стороны, наш театр имеет право на мюзикл с точки зрения профессионального оснащения. Труппа Театра "На Литейном" по праву, сейчас могу говорить это уже уверенно, считается одной из самых поющих среди драматических трупп Санкт-Петербурга. В нашем репертуаре - музыкальный спектакль "Барышня-крестьянка", устойчиво держащий любовь зрителей уже более 25 лет, спектакли Романа Смирнова "Тень города", "Квартирник", много других спектаклей с вокальными номерами. А второе, это то, что каждая постановка должна не просто фиксировать точку, на которой развивается театр, но и давать новые задачи, ориентиры, новые территории, которые нужно осваивать.

Спектакль будет развиваться и обретать еще большую свободу. Это живой процесс. В отличие от кино у нас есть возможность совершенствовать и уточнять художественные произведения.

Глубоко же вы копали!

Сергей Морозов: Когда встретились с Константином Рубинским, мы точно знали, что нам нужен некий музыкальный спектакль на тему начала 20 века. Рассказали драматургу историю театра. Это место освещено гением и пребыванием здесь, в этих стенах или в соседнем Фонтанном доме, многих деятелей культуры Серебряного века. Действительно, на эту сцену выходили и Кузмин, и Аверченко, и Тэффи, здесь работали Андрей Белый, Бакст, Кустодиев, ставил Мейерхольд … В этом пространстве существовала Ахматова.

У нас были лекции, которые предваряли спектакль, и культуролог, исследователь кино и вообще современной культуры, сказал о том, что в современном киноконтенте из всех жанров - боевики, детективы, ужасы, комедии, мелодрамы, детские фильмы, сказки, триллеры, нуар… - доля фильмов ужасов составляет примерно 40 процентов. То есть, все остальные жанры занимают всего лишь 60 процентов. Для меня это было несколько неожиданно.

Фото: Сергей Рыбежский

Я долго привыкал к реквизиту с отрезанными руками и головами, потому что не являюсь поклонником этого жанра. Но когда мы начали к этому иронично относиться, всё стало на свои места. Кстати, премьера спектакля состоялась в пятницу тринадцатого. Это не случайность, но так совпало.

Так вот, когда мы остановились на теме гиньоля, то использовали не только издания, которые появились уже в 21 веке, связанные с репертуаром для кабаре, варьете начала 20 века. Мы обращались в Театральную библиотеку и читали мини-пьесы ужасов из репертуара того времени. Они чаще всего достаточно короткие (может быть, из-за того, что зритель падал в обморок, а может быть, просто такая была особенность).

Обращаясь в архивы, мы изучали репертуар театра, который действительно был в Литейном театре "Гран-Гиньоль" в те далекие 1909, 1910 и 1911 годы. В 1911-м он сменил свое направление на театр "Мозаика", где был микс жанров. Потом здесь был "Интимный театр", "Театр смеха"… Наш спектакль - некий оммаж тому времени, но который имеет под собой реальную историю.

Например, штатная должность врача - это факт. Врач действительно дежурил для зрителей, которые падали в обморок, испытывали приступы от ужаса того, что происходило. Но, естественно, я считаю, что театр сейчас не должен пугать. Мы относимся ко всем событиям на сцене очень серьезно, но со значительной долей иронии. И это позволяет вызвать добрую улыбку у зрителя.

Следующие показы спектакля: 14 и 15 февраля.

К слову

"Гран-Гиньоль" - парижский театр ужасов, один из родоначальников и первопроходцев жанра хоррор. Работал в квартале Пигаль (1897- 1963).