Обзор игры MiSide - аниме-хоррора от российских разработчиков
Помимо Индианы Джонса, который оказался не слишком востребован современной широкой аудиторией, особо крупных релизов в декабре не было, и MiSide начала потихоньку разгонять свой хайп-трейн.
На данный момент различные источники сообщают о миллионах проданных копий, стримеры со всего света проводят трансляции по контенту игры, а рейтинг MiSide на платформе Valve достиг экстраординарной отметки в 98% на основе более 65 тысяч отзывов, став таким образом явлением, которое уже не получится игнорировать.
Мы и не будем - прошли игру и расскажем в этом тексте из-за чего вся шумиха. Проект сюжетно ориентированный, поэтому обойдемся без спойлеров.
В завязке протагонист получает на свой смартфон ссылку на новую мобильную игру по типу "Тамагочи", в которой надо ухаживать не за зверушкой, а за чиби-девушкой по имени Мита.
Далее с помощью халф-лайфоподобного телепорта главный герой перемещается в виртуальную реальность к своей подопечной, где быстро проясняется, что с дамой что-то не так: вместо чеховских сценических ружей у нее бензопила в духовке, а в шкафу столько скелетов, что оттуда нефигурально раздается стук.
Дальнейшее прохождение - попытки из этого странного пространства сбежать, чему синеволосая леди будет активно противоборствовать.
Игромеханически MiSide представляет собой изучение мира с видом от первого лица, перемежающееся диалогами и решением самых разнообразных головоломок.
В них легко угадываются отсылки к классике, вроде Doom, Galaxian, Arkanoid, Lemmings, так и более нишевым The Witness, Papers, Please, P.T. и т.д.
Чувствуется "наигранность" авторов, которых некому было тормозить. Намешано очень много всего - от мультивселенной, устроенной схожим образом с BioShock Infinite, до клише из симуляторов свиданий и визуальных новелл.
При этом компиляция собственного игрового опыта авторов получилась органичной и не сваливается целиком в постиронию, как, например, The Stanley Parable, с которой у MiSide, безусловно, много общего в концептуальном плане. Четвертая стена шатается с максимальной амплитудой, но в итоге не рушится.
Хоррорная составляющая работает. Местами за счет дешевых скримеров, но почти все они находят сценарное объяснение.
Прохождение заняло 3,5 часа - перед финальными титрами демонстрируется счетчик времени.
За это время MiSide успевает вызвать широкий спектр эмоций и напомнить, почему видеоигры в ряду других медийных произведений всегда будут стоять выше.
Создателям MiSide получилось сделать из игрока полноценного участника событий. Не безмолвного наблюдателя, а интерактивно вовлеченное действующее лицо, с мурашками в реальном мире, возникающими из-за сопереживания движущимся и разговаривающим пикселям на экране монитора.
У критиков в силу профессиональной деформации - большей по сравнению с массовой аудиторией начитанности/насмотренности/наигранности - нередко могут возникать ситуации, когда определенный проект чем-то нравится, но советовать его широкому кругу точно не стоит.
С MiSide ситуация кардинально противоположная. Лично мне, как рецензенту, она не понравилась. Слишком сильно проект, что называется, "мимо меня". Но мы же здесь стараемся в объективность, поэтому не могу не отметить это приключение как культурный феномен и напоминание, на что способна связка из таланта, труда и упорства.
Основную работу проделали два наших соотечественника. Как этот факт может не быть камнем в огород "Смуты" или, например, VK Play? Пусть эти вопросы останутся риторическими.
Кроме того, именно такие ребята, как создатели MiSide, могут быть позитивным примером на фоне непрекращающихся новостей о регуляции отрасли, способной стать частью soft power.
Отзывы в Steam уже давно стали чем-то, вроде отдельного жанра народного творчества. Поэтому закончить текст будет уместно одним из них (орфография и пунктуация авторские):
"Двое россиян с бюджетом в миску гречки обыгрывают огромные американские корпорации с многомиллиардными бюджетами
Ни лагов, ни багов, ни загрузок. Просто великолепная реализация/озвучка/геймплейная насыщенность игры. Да всё просто в игре сделано с огромной любовью. Каждая деталь, коих в игре множество - Сказка".