В Новосибирске спасли ребенка с неукротимой потерей белка

Новосибирские кардиохирурги и эндоскописты впервые в России освоили технологию помощи детям с единственным желудочком сердца. После хирургической коррекции порока многие из пациентов начинают стремительно терять белок - главный строительный материал организма.
Врачи выявили точку истечения лимфы размером 0,5 мм и закрыли ее клеевой композицией.
Врачи выявили точку истечения лимфы размером 0,5 мм и закрыли ее клеевой композицией. / НМИЦ имени Мешалкина

11-летняя Самира из Приморья была госпитализирована в Центр Мешалкина с жалобами на постоянные диарею, слабость, отеки и недомогание. У девочки также усиливались признаки сердечной недостаточности. Исследование показало, что у Самиры предельно низкие показатели общего белка и альбумина. Мощная медикаментозная терапия не помогла.

Самира - одна из сотен пациентов, родившихся с единственным желудочком сердца. В Центре Мешалкина она наблюдалась фактически с рождения и прошла все этапы хирургической коррекции порока. После завершающей операции Фонтена кровь пациентки поступает в малый круг кровообращения самотеком - за счет специально повышенного центрального венозного давления. Это стимулирует работу сердца. Но в то же время повышенное давление заставляет страдать другую систему - лимфатическую. Патологические "протечки" лимфы в тонком кишечнике и приводят к потере белка. С такой проблемой сталкиваются пациенты во всем мире. Точные ее причины до сих пор неизвестны.

"Заклеивание" лимфатических сосудов в тонком кишечнике у кардиохирургических пациентов в России до сих пор не применялось

Оставался единственный метод помощи, который мог бы спасти Самиру. Это эмболизация - "заклеивание" лимфатических сосудов непосредственно в тонком кишечнике. Но в России у кардиохирургических пациентов он до сих пор не применялся.

"Мы давно хотели внедрить эту технологию, - рассказывает сердечно-сосудистый хирург Центра Мешалкина Алексей Войтов. - Обратились за помощью к коллегам из Беларуси. Они и поделились с нами опытом освоения этой изначально американской технологии".

В объединенную бригаду вошли врач-эндоскопист Валерий Жмайло, хирург Алексей Войтов и заведующий отделением анестезиологии-реанимации Владимир Бобошко.

Совместными усилиями врачи выявили в двенадцатиперстной кишке точку истечения лимфы размером 0,5 мм и закрыли ее клеевой композицией.

"Рентген-визуализация значительно облегчила работу с тонкими сосудами лимфатической системы и помогла подтвердить отсутствие других источников сброса лимфы в кишечник", - объясняет Алексей Войтов.

Рост белка в крови Самиры начался уже спустя 10 дней после операции. А через 4 месяца был достигнут стойкий позитивный результат. Самочувствие ребенка улучшилось.

"К сожалению, от подобных протечек никто из наших пациентов с кровообращением Фонтена не застрахован. Но теперь у нас есть метод эффективной помощи в таких случаях", - говорят врачи.