"Как правило, в использовании нелегальных схем и методов психологического манипулирования участвует целая цепочка махинаторов с распределением ролей, включая организаторов, обнальщиков и подставных лиц - дропперов", - рассказали "РГ" в пресс-службе надзорного ведомства.
По данным Генпрокуратуры, количество подобных преступлений ежегодно растет - в 2024 году оно увеличилось на 15% (с 110 тыс. до 130 тыс.).
Для защиты прав пострадавших граждан прокуроры начали обращаться в суд с исками и к кредитным организациям. Уже сформирована судебная практика оспаривания договоров, заключенных с банками под влиянием заблуждения.
"Прокуроры представляют доказательства завладения активами обманным путем, в том числе результаты экспертиз состояния пострадавших в момент совершения сделок", - подчеркнули в надзорном ведомстве.
В прошлом году было предъявлено 1,5 тысячи таких заявлений на общую сумму более 190 млн рублей. В 2023 году таких исков было 465 на 18 млн рублей. Например, в Омской области суд удовлетворил иск прокурора и признал незаключенным договор потребительского займа между микрофинансовой организацией и многодетной матерью. Кредит на сумму 10 тысяч рублей под высокую процентную ставку был получен неизвестным аферистом от ее имени без ее ведома. Решением Выборгского суда Ленинградской области удовлетворено заявление прокурора о признании недействительным договора на 299 тысяч рублей, заключенного с кредитной организацией. Прокуратура выступила в защиту интересов пенсионерки, которая стала жертвой телефонных мошенников.
Без внимания прокуроров не остаются и операторы сотовой связи, которые пропустили звонки от мошенников без блокировки подозрительного трафика. К таким операторам в Санкт-Петербурге, Чувашии, Пермском крае, Воронежской, Орловской и Псковской областях, также применялись меры судебного принуждения по взысканию причиненного потерпевшим ущерба.
Что касается конкретных исков к дропперам то, например, в Санкт-Петербурге был удовлетворен иск в защиту интересов потерпевшей, которую преступники убедили перевести 400 тыс. рублей на "безопасный счет". При этом в суде с учетом позиции прокурора мотивированно опровергнуты доводы 22-летней дропперши о том, что непосредственно она поступившей суммой не распоряжалась, а принадлежащую ей банковскую карту лично не использовала. По закону именно на держателе карты лежит обязанность не передавать ее данные третьим лицам, а факт возможной утери не был подтвержден.
На основании решения Пировского районного суда Красноярского края 19-летнему дропперу придется вернуть пострадавшей свыше 1,2 млн рублей, похищенных аналогичным способом.