Почти 40 процентов российских компаний увеличили свои инвестиции в инновации

Так, за 11 месяцев 2024 года было подано около 18 тыс. заявок на патентование изобретений. Это на 4,4% больше, чем за аналогичный период 2023 года. А в единой библиографической и реферативной базе данных рецензируемой научной литературы Scopus, созданной в 2004 году академическим издательством Elsevier, Россия занимает 11 место по количеству публикаций.
Уже в 2023 году инвестиции российских организаций в НИОКР достигли 1,65 трлн руб., а доля валовых внутренних затрат на цифровую экономику составила 5,5 трлн руб. По мнению председателя совета директоров компании OCS Андрея Голышкина, сегодня ни в одной из стран ЕС нет инвестиций такого объема. При этом у правительства РФ есть поручение президента обеспечить к 2030 году рост внутренних расходов на НИОКР до 2% ВВП, а также в 1,5 раза рост доли высокотехнологичных отечественных товаров и услуг в общем объеме потребления.
Инвестиции в инновации в IT-отрасли растут наиболее быстро. За год они увеличились в 5 раз: 57% от общего объема инвестиций составили собственные средства организаций, 28% - субсидии федерального и региональных бюджетов, остальное - заемные средства.
Процесс активного импортозамещения в области IT, начавшийся в РФ три года назад, происходит интенсивно, но неравномерно. В некоторых областях российские продукты заняли большую часть рынка, и уже началась конкуренция между отечественными вендорами, однако ряд зарубежных программных и аппаратных продуктов эффективно импортозаместить пока не удалось.
Сложности возникли с импортозамещением персональных компьютеров, оборудованием для IT-инфраструктуры, специализированным промышленным и инфраструктурным ПО. Это связано с тем, что в 2022 году, доля зарубежных ПК в офисах компаний и госучреждений достигала 90%, серверного, телекоммуникационного оборудования и систем хранения данных 70%, а инфраструктурного и промышленного ПО - 92%. Замена такого колоссального объема сложных IT-систем и разработка ПО, в которые были вложены миллиарды долларов и сотни тысяч часов высококвалифицированного труда программистов и инженеров, требует большего времени.
Тем не менее, после ухода большей части зарубежных IT-вендоров из России, прекращение действия лицензии и технической поддержки на программное обеспечение и оборудование, российский бизнес, особенно крупный, был вынужден искать альтернативу зарубежному ПО.
Документом, давшим дополнительное ускорение импортозамещению в области IT, стал указ президента № 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации". Он определяет сроки и обязательства перехода на отечественное ПО и IT-оборудование определенными категориями организаций. Согласно этому указу, подписанному организациями, использующими значимые объекты КИИ, с 31 марта 2022 года запрещено осуществлять закупки иностранного ПО, услуги, необходимые для использования этого ПО, без согласования с уполномоченным федеральным органом власти. С 1 января 2025 года органам государственной власти запрещается использовать иностранное ПО на принадлежащих им значимых объектах КИИ. А поручение президента от 12 июня 2023 года предписывает госкомпаниям перейти на отечественные ОС и офисное ПО до 1 января 2025 года.
Согласно данным, приведенным директором по развитию бизнеса "Орион софт" Максимом Березиным, лидерами по импортозамещению в области IT-инфраструктуры в 2024 году стали нефтегазохимическая отрасль, финансовая, энергетика, промышленность и транспорт.
При этом эксперты отмечают, что в области замены инфраструктурного ПО, такого как системы управления ресурсами предприятия (ERP), базы данных, средства виртуализации и пр., в 2025 году процесс импортозамещения ускорится, так как на значительную часть ПО, приобретенного в 2021-2022 годах, прекратится глобальная техподдержка и перестанут поставляться обновления безопасности, которые закрывают обнаруживаемые в процессе эксплуатации уязвимости ПО. Для крупного и среднего бизнеса использование программного обеспечения с известными всем хакерам "дырами" в области кибербезопасности является неприемлемым риском.
Интересно, что "рекомендации третьих сторон", включая регуляторов и других государственных органов, в 2024 году стали главным драйвером инноваций не только в России, но и во всем мире. Согласно исследованию KPMG Global Tech Report 2024, доля таких "рекомендаций" в мотивации бизнеса инвестировать в НИОКР выросла с 63% в 2023 году до 89% в 2024. На втором месте - внутреннее тестирование концепций 83% и на третьем - действия конкурентов 82%.