В период, так называемой, весенней просушки дорог региональные власти вводят ограничения на месяц или два, в зависимости от климатических условий, на проезд автотранспорта с нагрузкой выше 3-6 тонн на ось. Запрет не распространяется на автомобили, которые перевозят товары первой необходимости, например, продукты питания и лекарства. Но только в одну сторону. После разгрузки масса многих грузовиков превышает допустимую нагрузку, и когда они возвращаются из рейса, их штрафуют на несколько сотен тысяч рублей. "Все обращения перевозчиков к контролирующим органам не возымели никакого понимания.
Они ссылаются на то, что именно собственники дорог издают постановление, в котором нет регламента на возврат пустого автомобиля", - сообщил президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин в письме президенту России Владимиру Путину (есть в распоряжении "РГ"). Он попросил главу государства дать распоряжение исполнительным органам власти в регионах проработать формулировки в своих постановлениях. Кроме того, он поднял вопрос целесообразности такой просушки дорог. Норма действует еще с советских времен, была введена при плановой экономике, а сейчас экономика рыночная и невозможно на месяц остановить работу транспортных компаний по перевозке всех остальных видов продукции, отметил руководитель ассоциации, в которую входят как индивидуальные предприниматели, так и владельцы крупных автопарков, в общей сложности около 350 перевозчиков.
Как пояснил Матягин "Российской газете", на федеральных трассах от весенней просушки отказались еще в 2018 году, тогда же перестали вводить ограничения на проезд грузовиков на своих дорогах и власти Московской области. Он назвал это единственным примером, когда губернатор признал, что вводить ограничения на перевозку грузов невыгодно.
Массовые жалобы от бизнеса в ассоциацию начали поступать в этом году, когда с января штраф за проезд грузовика под запрещающим знаком подняли с 500 до 5000 рублей. Кроме того, значительно выросло количество пунктов весогабаритного контроля. По данным Ространснадзора на конец 2024 года по всей России действовало более 200 стационарных и передвижных пунктов и более 500 автоматических. "Я как член общественного совета при Ространснадзоре вижу столько боли, люди недоумевают, за что их пытаются постоянно наказать, почему воспринимают не как перевозчика, обеспечивающего потребности населения, а как мешок с деньгами", - подчеркнул Матягин. Он не исключает, что в таких условиях многие грузоперевозчики могут просто остановить работу.
Как сообщил "РГ" президент ассоциации, объединяющей крупных автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов "АвтоГрузЭкс", Вадим Филатов, ежегодно в период весенней просушки бизнес несет дополнительные временные и финансовые затраты. "Маршруты объезда дорог предусмотрены не всегда, поэтому компании часто вынуждены доставлять отправления малотоннажными грузовиками с учетом допустимой нагрузки на ось. Перегрузка отправлений в малотоннажный транспорт приводит к существенному повышению себестоимости грузоперевозок. Если груз физически нельзя разделить для перевозки, компании оформляют платные пропуска на сайтах Росдормониторинга или Госуслугах", - отметил он. В этом году проблема встала особенно остро в связи с резким снижением рентабельности транспортных компаний: по итогам 2024 года себестоимость грузоперевозок в России выросла на 12% из-за повышения лизинговых платежей и утильсбора, а средние тарифы упали на 18,3%. Он также подтвердил, что перевозчики могут получать штрафы и за проезд порожних фур.
Заместитель гендиректора по развитию и корпоративным вопросам компании NATCAR Мария Степанова уточнила, что размер таких штрафов варьируется в зависимости от региона и степени превышения допустимой нагрузки, но в среднем, это 150-500 тыс. рублей. "Это серьезная нагрузка на перевозчиков, особенно в сезон интенсивных перевозок. Мы вынуждены учитывать сезонные ограничения и возможные штрафы при формировании тарифов. Весенние ограничения увеличивают затраты: приходится искать альтернативные маршруты, увеличивается время и протяженность перевозок. Все эти факторы могут влиять на стоимость услуг, чтобы компенсировать дополнительные расходы и риски", - подчеркнула Степанова.
Заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов считает, что проблему со штрафованием порожних фур можно было бы решить на уровне федерального министерства транспорта, решения которого могут повлиять на регламент отношений между региональными ведомствами и хозяйствующими субъектами. При этом полностью отменять весеннюю просушку дорог эксперт полагает нецелесообразным. "В России самые сильные температурные перепады, поэтому необходимо принимать какие-то меры, которые препятствовали бы уничтожению дорог. Когда температура выше нуля, снег тает, и вода попадает в микротрещины дорожного покрытия, когда снижается ниже нуля - вода замерзает и разрывает это покрытие. И частота этих переходов через ноль у нас самая большая в мире", - отметил он.
Помимо запрета на проезд большегрузов во время весеннего половодья, проблему могло бы решить более качественное асфальтирование дорог. Технологии строительства дорожного полотна с добавлением вязких компонентов, по его словам, есть, однако стоит такое покрытие дороже обычного, пусть не в разы, но на десятки процентов. "Хотя если масштабировать производство, можно добиться, что себестоимость новых покрытий не будет сильно отличаться от себестоимости традиционных", - заверил эксперт.
Представитель NATCAR полагает, что обеспечить баланс между сохранностью дорог и обеспечением бесперебойной логистики помогло бы создание дополнительных логистических хабов и распределительных центров в ключевых регионах. Вадим Филатов же считает, что при установке весенних ограничений важно учитывать текущие погодные условия. В этом году, например, зимний период в центральной части России прошел с минимальным числом снежных дней, а температура редко опускалась до экстремальных минусовых отметок. Поэтому логично было бы сократить сроки просушки в центральных регионах хотя бы на треть - это уменьшило бы финансовую нагрузку на перевозчиков. "Кроме того, снизить риск повреждения дорожного покрытия в весенний период поможет строительство и реконструкция большего количества региональных дорог, а также установка на них специального водоотводящего покрытия. Например, такие трассы уже успешно функционируют в Московской области, что позволяет не ограничивать движение по ним в весенний период", - добавил он. В Минтрансе на запрос "Российской газеты" не ответили.