Борис Спасский. Последний из шахматных могикан и его наследие

Борис Спасский задал моду на универсальный стиль игры
В конце февраля в возрасте 88 лет ушел из жизни десятый чемпион мира по шахматам Борис Спасский. Он оставил огромное творческое наследие, внес колоссальный вклад в развитие и популяризацию этого интеллектуального вида спорта.
17 февраля 2017. Чемпион мира по шахматам Борис Спасский во время празднования 80-летнего юбилея в штаб-квартире Российских шахмат на Гоголевском бульваре.
17 февраля 2017. Чемпион мира по шахматам Борис Спасский во время празднования 80-летнего юбилея в штаб-квартире Российских шахмат на Гоголевском бульваре. / Максим Григорьев/ТАСС

Когда шахматисту задают вопрос "Кого вы считаете величайшим в истории игры?", то вне зависимости от уровня подавляющее большинство будет выбирать между норвежцем Магнусом Карлсеном, американцем Робертом Фишером, кем-то другим. Некоторые отдадут пальму первенства ушедшему непобежденным Александру Алехину, кто-то отметит спортивное долголетие индийца Вишванатана Ананда. Солидная доля голосов уйдет любимцу публики, легендарному рижскому кудеснику Михаилу Талю, а иные вспомнят мудрого и хладнокровного патриарха отечественных шахмат Михаила Ботвинника. Имя десятого чемпиона мира Бориса Спасского немногие назовут в первую очередь. А между тем, его вклад в шахматный мир сложно переоценить.

Уроженец Ленинграда Борис Васильевич Спасский научился играть в шахматы, находясь в эвакуации, когда ему было пять лет. Через некоторое время после того как семья Спасских вернулась на берега Невы, юный Боря поступил в шахматную секцию Аничкова дворца, где и познакомился со своим первым наставником - Владимиром Григорьевичем Заком.

Три главных тренера в жизни Спасского - Зак, Толуш и Бондаревский - лучше всего отражают тот путь, который прошел чемпион. Зак помог молодому таланту сделать первые шаги в шахматном мире: под его руководством Спасский выполнил первый разряд, установив возрастной рекорд. Тренерство Александра Толуша позволило Борису Васильевичу выйти на новый уровень и стать самым молодым участником турнира претендентов 1956 года (там Спасский разделил 3-7-е места). Александр Казимирович был мастером атаки, превосходно игравшим в тактических осложнениях, в результате чего на начальном этапе карьеры Спасского отличал агрессивный стиль игры, яркие комбинации, которые стали достоянием шахматной сокровищницы. К тому же в эти годы Борис Васильевич отстаивал на самом высоком уровне редкие острые дебюты и варианты, которые считались как бы устаревшими. Например, королевский гамбит, в котором на XXVII чемпионате СССР он сыграл одну из красивейших партий, разгромив экс-претендента на мировую корону Давида Бронштейна. Этот дебют до сих пор весьма популярен, особенно в партиях с быстрым контролем, королевский гамбит периодически применяет дважды участник матчей за корону Ян Непомнящий.

Наибольших успехов Спасский добился, когда его тренером был Игорь Бондаревский. В 1960 году молодой гроссмейстер расстался с Толушем, к тому времени у Спасского наметилась нестабильность в достижении результатов. И именно Игорь Захарович, с его дисциплинированным подходом сделал стиль игры Спасского универсальным: если Ботвинник считался мастером позиционной игры, Таля отмечали за атакующий стиль, Смыслова - за техничность и филигранную игру в эндшпиле, за Петросяном признавали мастерство защиты, то у Спасского на пике карьеры все эти компоненты игры были одинаково невероятно сильны. Более того, Спасский очень хорошо подстраивался под оппонентов, изучая их слабые стороны, загоняя в неудобные позиции.

Умер советский шахматист, десятый чемпион мира Борис Спасский
1/15
Первенство мира по шахматам. Матч между гроссмейстерами Борисом Спасским и Тиграном Петросяном. (слева направо)
Фото: Дмитрий Донской/РИА Новости

Результаты не заставили себя ждать - Спасский уверенно выиграл два претендентских цикла подряд и, потерпев поражение в первом матче с чемпионом мира Петросяном (1966 год), выиграл второй (1969), завоевав высший титул. Являясь сильнейшим шахматистом мира фактически всю вторую половину 1960-х, Спасский задал моду на вышеуказанный универсальный стиль игры, и вплоть до наших дней, чтобы добиться самых престижных результатов гроссмейстеры прибегают к этому всестороннему подходу.

И даже когда Спасский потерпел поражение в матче 1972 года против американца Роберта Фишера, он, вопреки весьма распространенному заблуждению, не проиграл "в одни ворота", а дал достойный бой сильнейшему на тот момент шахматисту - финальный счет 8,5:12,5 очка.

Для сравнения: сильные гроссмейстеры Марк Тайманов и Бент Ларсен (Дания) оба проиграли Фишеру в матчах претендентов с беспрецедентным счетом 0:6. Матч же со Спасским можно условно поделить на две части, и если первый отрезок из десяти поединков прошел под диктовку Фишера, то в следующих 11 партиях была равная напряженная борьба (счет отрезка 6:5 в пользу бруклинского гения).

Но более всего в Спасском подкупал его творческий и по-настоящему чемпионский характер. Свободолюбивый Борис Васильевич нередко не подчинялся рекомендациям наставников (при этом сохраняя с ними дружеские отношения); не желая следовать партийной указке сочувствовал опальным шахматистам вроде Виктора Корчного и осуждал ввод войск в Чехословакию. При этом стоически терпел демарши Фишера во время их матча, философски принял поражение и поддерживал дружбу с Робертом вплоть до смерти последнего. И все это сочеталось в нем с самоиронией и прекрасным чувством юмора. Например, один из лучших современных шахматистов Левон Аронян любил вспоминать совет Спасского "не стремиться стать чемпионом", мол, "мы все ими стали случайно".

Спасский был последним чемпионом мира из "золотой эпохи" шахмат, вдохновил миллионы по всему миру заниматься ими и заслуженно стоит особняком среди легенд этой древней игры.