Сами с усами: как были преображены знаменитые Усачевские бани

В 1930-е годы Усачевские бани (в то время Баня №4) стали центром притяжения московского района Хамовники. Они были возведены как часть нового жилого массива "Усачевка". Дело в том, что строительство нового общества не предусматривало в большинстве квартир наличие ванных комнат. Общественная баня с прачечным отделением стала необходимостью.
Сейчас, когда баня открылась после реконструкции, интерьеры там сильно изменились. Сам же комплекс "Усачевка" признан ценным архитектурным ансамблем, который не подлежит сносу. Так что теперь можно и попариться в современных условиях, и познакомиться с архитектурой конструктивизма.
...Бизнесмен Руслан Айнетдинов, большой ценитель банного отдыха, регулярно в начале 2000-х посещал Усачевские бани с друзьями. Когда появились слухи о возможном закрытии заведения и изменении его функционального назначения, Руслан решил сохранить любимое место. Он принял решение арендовать помещение, провести его реконструкцию и превратить не только в пространство для отдыха, но и в бизнес-проект.
В 2018 году, когда за проект реконструкции взялось архитектурное бюро Berloga, здание требовало полноценного ремонта. Первостепенной задачей стало укрепление перекрытий и внешних стен. Затем нужно было разработать новые интерьеры, не похожие на советские.
Сначала были разработаны планировочные решения для первого и женского разрядов, а примерно через год, когда Усачевские бани начали расширяться, Berloga начала работу над "высшим разрядом". Тогда и родилась идея эклектичного дизайна в насыщенной цветовой гамме, с добавлением декоративных элементов, вдохновленных римскими термами. Так появились барельеф Усача, обрамляющий вход в "высший разряд", мозаичное панно в помывочной с коллажем античных скульптур и постеры с изображениями античных героев.
"Высший разряд" обновленных Усачевских бань - это просторное помещение площадью около 700 квадратных метров, с рядом больших окон вдоль одной стены. Распространён стереотип, что общественные бани должны быть светлыми и просторными. Конечно, потолки высотой 3,6 метра делают пространство величественным, но в бане, где люди раздеваются, важно, чтобы интерьер создавал ощущение защищённости. Как ни странно об этом говорить в контексте бань, здесь должно возникать ощущение уюта и приватности. Архитекторы долго экспериментировали с палитрой - и в итоге остановились на насыщенных тёмных оттенках. Это не только визуально скрадывает масштаб помещения, но и придает ему камерность.
Центральным элементом интерьера стал барельеф Усача - собирательный образ, созданный на основе различных античных персонажей. Этот элемент создает особое озорное настроение. Его внешний вид был создан в фотошопе, черты скомбинированы из нескольких скульптур. Пропорции подобраны с учетом высоты потолка и размера дверного проема. Особое внимание уделили деталям: например, длина и форма растительности на лице не должна была вызывать ассоциации с Дедом Морозом. Процесс рождения "Усача" вызвал много споров среди его создателей, но образ получился харизматичным и запоминающимся.

Совладелец архбюро Berloga Елена Тамбиева рассказывает о результатах работы над проектом: "Очень радует и вдохновляет обратная связь от гостей и заказчика. Когда слышишь, что лучший пар в Москве именно в Усачах, и что эти бани стали местом, куда хочется возвращаться, понимаешь: получилось создать не просто интерьер, а настроение. Здесь сошлось все - от качественной печи и вкусной кухни до высокого уровня сервиса и продуманного дизайна. Главной ценностью проекта стало именно ощущение уюта и традиционного банного отдыха в современном прочтении. Мы гордимся тем, что смогли не только обновить пространство, но и сохранить его уникальный дух для новых поколений ценителей банной культуры, ведь сейчас контингент московских бань значительно помолодел".