Едва ли можно говорить о серьезном падении дисциплины внутри ОПЕК+, но ценность сделки для ее участников явно снизилась. А вот для новой администрации Белого дома США и президента Дональда Трампа, еще недавно призывавшего увеличивать производство нефти, сделка становится весьма важным элементом - без сокращения ОПЕК+ не получится исполнить его планы по наращиванию добычи "черного золота" в стране и надежд по превращению Америки в энергетическую сверхдержаву.
Котировки барреля марки Brent колеблются между 70-73 долл., что недостаточно для большинства стран - экспортеров нефти, участвующих в ОПЕК+, в первую очередь двух лидеров альянса ОПЕК+ - России и Саудовской Аравии. Для нашей страны оптимальны были бы цены выше 80 долл. за баррель. С учетом дисконта на российскую нефть ее цена находилась бы выше 70 долл. Для Саудовской Аравии и Ирака желательны еще более высокие котировки.
Для роста добычи в США главным образом сланцевой нефти и разработки новых морских месторождений, нужны цены в районе 70 долл., но уже на североамериканский сорт WTI. Сейчас он торгуется за 67-69 долл. за баррель. Существование сделки ОПЕК+ гарантирует США поддержку нефтяных цен на приемлемом уровне. А за счет роста своей добычи и различных нерыночных инструментов давления (санкции, угрозы ввода пошлин, торговые войны) США могут регулировать цены на нефть, не позволяя котировкам сильно вырасти. В отличие от стран ОПЕК+, цены выше 80 долл. за баррель США не нужны, это ведет к сильному подорожанию бензина в стране, где ходят пешком и передвигаются на общественном транспорте только в Нью-Йорке.
Показательно, что уже после решения ОПЕК+ о новом графике компенсаций перепроизводства, немного снизившем цены на нефть, Трамп объявил о введении 25-процентных пошлин на товары, поставляемые в США из стран, импортирующих нефть из Венесуэлы. Главный импортер венесуэльской нефти - Китай. Естественно, цены на нефть сразу подросли на ожиданиях, что китайские компании станут искать замену "запретному" сырью. То есть Трампу пока удается удерживать нефтяные котировки на комфортном уровне как для американских нефтяников, так и для населения США. Другой вопрос, что страны ОПЕК+ едва ли хотят быть лишь одним из инструментов в руках американского президента.
По словам доцента Финансового университета при правительстве РФ Валерия Андрианова, сейчас сделка ОПЕК+ находится в состоянии "проще сохранить, чем отменить". Да, и само соглашение уже не обладает той эффективностью, которой оно характеризовалось в момент заключения в 2016 году или перезаключения в 2020 году. Снижению эффективности способствуют как нарушение "квотной дисциплины" его участниками, так и рост добычи в странах, не входящих в сделку, в первую очередь в США. Именно этот рост вынудил вернуться к давно откладывавшемуся увеличению производства в рамках ОПЕК+. Это особенно актуально на фоне обещаний Дональда Трампа существенно увеличить добычу в США.
Как пояснил в беседе с "Российской газетой" глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, дилемма ОПЕК+ понятна: если ты ограничиваешь добычу нефти, то даешь возможность США и другим "безбилетникам" (не участвующим в сделке экспортерам) добывать нефти больше. Но если ты не ограничиваешь добычу, то играешь на удешевление котировок барреля. При этом просто прекратить сделку нельзя, это будет информационный повод, который обязательно отыграют спекулянты, котировки рухнут.
Используется мягкий сценарий, при котором добыча будет расти, но контролируемо, уточняет Андрианов. И это, несомненно, выгодно для наращивания добычи и экспорта американской нефти. В случае развала сделки и резкого обвала нефтяных котировок главными пострадавшими могли бы оказаться именно американские сланцевые компании в силу их более высоких издержек. Да, себестоимость добычи сланцевой нефти в США продолжает снижаться, но она по-прежнему существенно выше, чем в Саудовской Аравии или России, считает эксперт.
Симонов замечает, что для нефтяных компаний США развал сделки ОПЕК+ и начало ценовой войны - худший сценарий. Но это и не выход для ОПЕК+, поскольку запас прочности американской нефтянки достаточно высокий (выдержали же они обвал 2020 года). А для России падение котировок может оказаться очень болезненным как для федерального бюджета, так и для отрасли. Кроме того, политика Трампа с его угрозами тарифных войн и санкций, реальными или просто словесными интервенциями, может привести к снижению роста потребления нефти в мире. Итогом станет кризис, от которого будет плохо всем производителям.
Андрианов отмечает, что в более отдаленной перспективе одним из условий прекращений подобных торговых войн могут стать более выгодные для США условия сотрудничества с этими странами в энергетической сфере.
Возвращаясь к компенсации несокращенных объемов добычи по условиям сделки ОПЕК+, стоит отметить, что сейчас "должниками" стали все страны, которые участвовали в дополнительном сокращении добычи нефти, кроме Алжира. Это также свидетельство того, что сделка стала мешать ее наиболее активным участникам.
По словам Алины Попцовой, график компенсаций предусматривает ежемесячное сокращение добычи на 189-435 тыс. баррелей в сутки с марта 2025 года до июня 2026 года. Это может замедлить фактические темпы объявленного раннее ОПЕК+ увеличения добычи нефти с апреля (на 137 тыс. баррелей в сутки ежемесячно).
Сильнее всех будет сокращать добычу Ирак, затем следует Казахстан. Россия будет компенсировать перепроизводство с марта по сентябрь 2025 года в объеме 706 тыс. баррелей (по 25-173 тыс. б/с ежемесячно).
Попцова замечает, что ОПЕК+ в любой момент может пересмотреть скорость наращивания добычи в зависимости от баланса на рынке. Сейчас альянс занимает скорее осторожную позицию из-за неопределенности в торговой и монетарной политике США. Непредсказуемость действий администрации Дональда Трампа держит весь международный рынок в напряжении, поэтому ОПЕК+, придерживается выжидательной стратегии. Цены на нефть будут колебаться в диапазоне 65-75 долл. за баррель марки Brent. В поддержку ценам выступает растущее потребление в Азии, особенно в Индии, считает эксперт.