Ключевое открытие Паркинсона заключалось в формулировании главного закона бюрократизации системы: численность штата в любой иерархической организации растет независимо от объема выполняемой работы.
Это означает, что чиновники вовсе не стремятся упростить работу, а, наоборот, находят способы ее расширения, чтобы занять себя и тем самым обосновать важность своего существования.
Таким образом, болезнь Паркинсона для организаций - это ее постепенная деградация вследствие бюрократизации.
При этом Паркинсон не просто описывает обычное увеличение численности персонала. Он анализирует механизмы, приводящие к разрастанию бесполезных структур и функций, парализующих эффективность организации. По его мнению, процесс этого заболевания административной системы имеет несколько стадий, начиная от легких, поддающихся лечению, и заканчивая терминальной стадией - полной неэффективностью и разложением.
Ключевую роль в этом процессе Паркинсон отводит человеческому фактору, вводя понятие "injelitance" - это смесь некомпетентности (incompetence) и зависти (jealousy). Это не только недостаток профессионализма, но и определенный тип личности, характеризующийся полным отсутствием каких-либо навыков эффективной работы и глубоким страхом перед более способными коллегами. По мнению Паркинсона, люди, обладающие injelitance, - карьеристы, которые стремятся любыми способами занять руководящие должности. Достигнув их, они начинают методично избавляться от более компетентных сотрудников, создавая вокруг себя атмосферу самодовольства и апатии. В результате организация наполняется неэффективными работниками, занятыми бесконечными внутренними процедурами и отчетами.
Пораженная вирусом бюрократизации система управления предполагает наличие доминирующего количества не только некомпетентных руководителей, но и таких же подчиненных. Стало быть, саму динамику деградации системы управления организацией можно определять в том числе и по количественным пропорциям сотрудников, реально (или потенциально) обладающих необходимыми профессиональными навыками и компетенциями и не обладающих таковыми.
При этом следует понимать, что "полезность" сотрудников в системе, уже зараженной болезнью бюрократизма, имеет совсем обратный смысл. "Полезными" считаются именно те малочисленные фанатично преданные руководству компетентные сотрудники, которые способны в любое время и при любых обстоятельствах беспрекословно и безупречно выполнять любые распоряжения столоначальника, несмотря на всю абсурдность их содержания. Это "рабочие лошадки", а точнее - "полезные идиоты", без которых ни при каких условиях не может формироваться и распространяться в организации "вирус injelitance".
Другой же, наибольшей по численности частью офисного планктона являются так называемые "бесполезные идиоты". По Паркинсону, это сотрудники, появляющиеся вследствие постоянного раздувания бюрократических штатов организации, вовсе не обязательно имеющие необходимый (профильный) уровень образования, опыта и профкомпетенций. Это, как правило, родственники, дети, внуки, ближние-дальние друзья, их дети, внуки, нужные люди и все прочие, отличающиеся от всех перечисленных выше лишь более низкой заработной платой.
Третью группу лиц следует обозначить как "опасные идиоты". Ими являются профессионально грамотные, творческие и работоспособные сотрудники, наименее подверженные влиянию "вируса injelitance". Они ни при каких условиях не хотят (да и в силу личных и профессиональных качеств не могут) становиться для системы "полезными" и "бесполезными" идиотами, поэтому представляют собой наиболее токсичную для бюрократии часть коллектива. Руководители, которые, по Паркинсону, сами отличаются сочетанием высокой некомпетентности и чрезмерной завистливости, стараются как можно быстрее избавиться от таких "опасных" сотрудников, которые представляются им более способными, чем они сами. Постепенно устраняя из своей организации всех мыслящих людей, они тем самым повышают в ней внутреннее самодовольство и апатию, в результате чего организация становится практически бесполезной.
Подводя итог размышлениям на эту тему, необходимо отметить, что анализ процессов на основе понимания законов бюрократии позволяет понять истинные причины возникающих системных ошибок и своевременно организовать борьбу с избыточной бюрократизацией, основываясь не только на тщательном подборе компетентных руководителей и персонала, но и на постоянной оценке реальных результатов их совместной деятельности. Терапевтическое, а порой и необходимое хирургическое вмешательство (как в ПАО "Газпром") для избавления от вредоносного "вируса injelitance" - ключ к оздоровлению любой организации независимо от ее размера и вида деятельности.