Истребитель Су-57: история создания, характеристики и боевое применение

Российский истребитель пятого поколения Су-57 - это не просто самолет, а высокотехнологичная платформа. Он объединил в себе новейшие разработки в области аэродинамики, двигателей, бортового оборудования и вооружения. Этот двухдвигательный реактивный самолет уже стал важной частью воздушной мощи России, и в ближайшие годы значимость его будет только расти. Разберемся, чем он отличается от предшественников и конкурентов, а также почему считается одним из самых передовых в мире.
  1. История создания
  2. Конструкция, особенности и технические характеристики
  3. Средства поражения и боевое применение
  4. Сравнение Су-57 c Су-35С, F-22 F-35A
  5. Сколько Су-57 сейчас находится на вооружении РФ

История создания

Работа над истребителем пятого поколения началась еще в СССР в конце 1980-х годов, когда Военно-воздушные силы выработали требования к новому боевому самолету, способному заменить Су-27 и МиГ-29. Эти наработки легли в основу первых проектов - МиГ 1.44 и Су-47 "Беркут", которые, несмотря на инновационные решения, так и не пошли в серию из-за распада СССР и экономических трудностей. Тем не менее, накопленный опыт стал важным заделом для будущей программы ПАК ФА - перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.

В начале 2000-х годов Министерство обороны России вновь вернулось к идее создания многофункционального боевого самолета нового поколения. В 2002 году была утверждена государственная программа, а в 2003 году к разработке приступила компания "Сухой", выиграв конкурс среди ведущих авиастроительных КБ страны. После анализа нескольких аэродинамических схем, инженеры выбрали конфигурацию, обеспечивающую оптимальное сочетание устойчивости, управляемости и возможностей для размещения вооружения. Таким образом началась история Су-57 - многофункционального двухдвигательного реактивного истребителя, призванного стать флагманом ВКС России.

Проектирование Су-57 велось по модельно-ориентированному принципу - полностью в цифровой среде. Это позволило создавать математические модели и оперативно вносить изменения на всех этапах - от эскизного проекта до серийного производства. Созданный цифровой прототип используется и сегодня, сопровождая самолет на всех стадиях жизненного цикла.

Первый полет Су-57 (на тот момент под индексом Т-50) состоялся 29 января 2010 года. В воздух машину поднял заслуженный летчик-испытатель Сергей Богдан. В дальнейшем истребитель прошел серию сложнейших испытаний: он преодолел звуковой барьер, протестировал новейшие комплексы вооружения и РЛС с активной фазированной антенной решеткой. Уже на этом этапе Су-57 подтвердил практически все характеристики, заявленные в тактико-техническом задании.

В 2017 году истребитель официально получил наименование Су-57. В 2018 году несколько машин были переброшены в Сирию, где в реальных условиях проверяли не только вооружение, но и способность оставаться малозаметным для вражеских РЛС.

В 2019 году стартовало серийное производство, а с 2020 года ВКС России начали получать первые поставки. С 2022 года эти самолеты пятого поколения принимают активное участие в специальной военной операции.

Параллельно продолжаются работы по совершенствованию платформы: в октябре 2022 года в воздух поднялся модернизированный Су-57 с улучшенным комплексом бортового оборудования, возможностью использования новых типов вооружений и интеллектуальной поддержкой пилота.

Конструкция и особенности Су-57

Российский истребитель пятого поколения Су-57 - это современный двухдвигательный реактивный самолет, разработанный с учетом самых передовых технологий. Его главные особенности - высокая маневренность, малозаметность, мощные двигатели и интеллектуальная система управления.

Планер и аэродинамика

Внешне Су-57 (также известный как ПАК ФА) отличается плавными линиями и не совсем обычной по сравнению с самолетами предыдущего поколения формой. Он построен по так называемой интегральной схеме: крыло и фюзеляж (корпус) образуют единое целое. Это улучшает аэродинамику и снижает заметность для радаров. Крыло имеет трапециевидную форму, а специальные подвижные элементы (носки крыла, флапероны, элероны) позволяют пилоту виртуозно управлять машиной в полете. Интересной деталью являются поворотные части наплыва крыла, которые помогают Су-57 сохранять управляемость даже на очень больших углах атаки.

Хвостовое оперение (кили и стабилизаторы) также имеет необычную форму и расположение, что способствует снижению радиолокационной заметности истребителя. Для торможения в воздухе кили могут отклоняться в разные стороны, создавая дополнительное сопротивление.

Кабина и управление

Кабина Су-57 рассчитана на одного летчика. Она просторнее, чем у его предшественников. Вместо множества приборов - современные многофункциональные дисплеи, на которые выводится вся необходимая информация. Это позволяет пилоту быстрее ориентироваться в обстановке и принимать решения.

Одним из элементов малозаметности стало уникальное стекло, которое используется для защиты кабины. Оно имеет специальное покрытие, которое делает самолет менее заметным для радиолокаторов, а также защищает оборудование и летчика от ультрафиолетового излучения.

Двигатели

Сердце Су-57 - мощные двигатели. На первых серийных образцах устанавливается турбореактивный двухконтурный двигатель АЛ-41Ф1 (также известный как "Изделие 117"). Он позволяет самолету развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа (режима максимальной тяги). Судя по данным из открытых источников, тяга составляет 9500 кгс, при включении форсажа - 15000 кгс.

Позже Су-57 получил еще более совершенный двигатель - АЛ-51Ф1 ("Изделие 30"), который сейчас проходит испытания. Этот двигатель не просто мощный, но и "умный": им управляет цифровая система, а особая плазменная система зажигания повышает его надежность. По имеющимся данным, двигатель отличается более высокой тягой: 11 000 кгс без использования форсажа и 18 000 кгс при его активации.

В отличие от предыдущих моделей, новые двигатели оснащаются плоским соплом с двумя парами подвижных закрылков, которые управляются независимо друг от друга. Эти элементы специально вентилируются, а проходящий через них воздух помогает уменьшить тепловую (ИК) заметность самолета.

Ожидается, что двигатель АЛ-51Ф1 повысит малозаметность Су-57, сделает полеты на сверхзвуке более эффективными, сократит затраты на обслуживание, увеличит мощность всех систем - включая радары - и в целом улучшит дальность и другие основные летные характеристики самолета.

Радиолокационная система и "умная" обшивка

Су-57 - не просто самолет, а высокотехнологичная платформа. Он оснащен радиолокационной системой с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), разработанной специально для него. Такая РЛС позволяет обнаруживать цели на больших расстояниях, ставить помехи, проводить картографию местности и сопровождать множество целей одновременно. Более того, антенны встроены не только в нос, но и по всей поверхности самолета - это называется "умная" обшивка и является одной из фишек технологий пятого поколения.

Особенности

Истребитель Су-57 имеет конструкцию, которая значительно снижает его радиолокационную заметность. Это достигается благодаря использованию углепластиковых материалов и отсутствию острых углов на поверхности. Крыло самолета, выполненное на 50% из углепластика, и композитные материалы в конструкции не только снижают массу истребителя, но и увеличивают его прочность, а также его антикоррозийную стойкость.

Дополнительные системы, такие как бортовая кислородная установка и вспомогательная силовая установка, позволяют выполнять длительные полеты и операции в удаленных районах, а также эффективно использовать самолет в условиях ограниченного доступа к наземной инфраструктуре.

Кроме того, для летчиков Су-57 был создан новый летный шлем с нашлемной системой целеуказания. Он снабжает летчика информацией о пилотировании и боевой обстановке, отображая скорость и высоту полета. прицельные марки с расчетом всех координат, расстояние до цели.

Тактико-технические характеристики

По данным из открытых источников:

  • Экипаж: 1 человек
  • Длина: 19,7 метра
  • Размах крыла: 14 метров
  • Размах заднего горизонтального оперения: 10,8 метра
  • Высота: 4,8 м метра
  • Площадь крыла: 82 кв. метра
  • Масса пустого самолета: 18 500 кг
  • Нормальная взлетная масса (с 63% топлива): 26 510 кг
  • Максимальная взлетная масса: 35 500 кг
  • Двигатель: Турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (АЛ-41Ф1)
  • Тяга максимальная: 2 × 9500 кгс
  • Тяга на форсаже: 2 × 15 000 кгс
  • Максимальная скорость на высоте: 2,45 M (примерно 2600 км/ч)
  • Практическая дальность: 4300 км (с 100% топлива), до 5500 км с подвесными топливными баками
  • Практический потолок: 20 000 м
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: + 10-11 g
  • Вооружение: Встроенная 30-мм пушка, ракеты и бомбы, общая боевая нагрузка до 10 000 кг
  • Точки подвески: 6-8 внутренних и 6-8 внешних

Средства поражения и боевое применение

Су-57 представляет собой универсальную воздушную боевую платформу. Он способен эффективно бороться как с воздушными, так и с наземными и морскими целями.

Основное вооружение Су-57

Су-57 оснащен встроенной 30-мм пушкой, которая представляет собой современную версию известной авиационной пушки ГШ-30-1. Она предназначена для ближнего боя и может использоваться при перехвате целей, когда ракеты неэффективны. Пушка размещена в правом наплыве крыла и прикрыта специальной крышкой, которая открывается только при стрельбе - это помогает сохранить аэродинамику и снизить радиолокационную заметность самолета.

Главная сила Су-57 - в его ракетно-бомбовом арсенале. Основное отличие от предыдущих моделей - наличие внутренних отсеков вооружения. Это уникальное решение для российских самолетов: ракеты и бомбы прячутся внутри фюзеляжа, что снижает заметность Су-57 на радарах.

Для борьбы с воздушными целями Су-57 использует современные ракеты:

  • РВВ-МД - ракеты малой дальности, предназначенные для ближнего боя (дальность - до 40 км).
  • РВВ-СД (Р-77М) - ракеты средней дальности, которые могут размещаться внутри самолета и поражать цели на расстоянии до 110 км.
  • РВВ-БД (Р-37М) - гиперзвуковые ракеты большой дальности (до 300 км).

Также Су-57 подходит и для ударов по наземным или морским целям. В его арсенале:

  • Ракеты Х-38, Х-58УШК, Х-59 - для поражения техники, укреплений и радиолокационных станций.
  • Новейшая Х-69 - крылатая ракета с дальностью до 290 км, размещается во внутренних отсеках.
  • Управляемые бомбы КАБ-250, КАБ-500, КАБ-1500, а также более новые модели также могут применяться с Су-57.

Боевой опыт Су-57: проверен в боевых условиях

Истребитель пятого поколения Су-57 прошел настоящую проверку в боевых условиях. На сегодняшний день он является единственным истребителем своего поколения, который использовался в реальных боевых действиях высокой интенсивности, когда противник располагает боевой авиацией, современными комплексами ПВО, РЭБ и другими средствами противодействия.

Первые боевые испытания Су-57 прошли в 2018 году в Сирии. Тогда, как сообщали СМИ, четыре единицы были задействованы в антитеррористической операции. Это позволило оценить работу бортовой электроники, включая способность обнаруживать и сопровождать американские истребители F-22 и F-35, которые тоже находились в этом регионе. Уже тогда Су-57 продемонстрировал высокую эффективность и подтвердил заявленные характеристики.

С началом специальной военной операции на Украине Су-57 (истребитель) вновь оказался на передовой. Эти машины выполняют широкий спектр задач:

  • Уничтожают самолеты противника.
  • Подавляют вражеские системы ПВО.
  • Ведут радиоэлектронную борьбу.
  • Наносят удары по наземным целям.

СМИ сообщали, что Су-57, используя ракеты большой дальности, поражают цели на расстоянии до 200 км, оставаясь при этом в безопасности в воздушном пространстве России.

Особенно важно отметить, что Су-57 - единственный в мире истребитель 5-го поколения, который продемонстрировал свою эффективность в условиях противодействия современным западным системам ПВО, таким как Patriot.

Боевой опыт, полученный в реальных конфликтах, позволяет постоянно совершенствовать этот уникальный самолет. Инженеры учитывают все нюансы, выявленные в ходе эксплуатации, чтобы сделать Су-57 еще более мощным и надежным.

Сравнение Су-57 с Су-35С, F-22 и F-35

Российский Су-57 - это двухдвигательный реактивный самолет пятого поколения, созданный для завоевания превосходства в воздухе и нанесения ударов по наземным целям. Он стал логическим развитием линейки Су-27/Су-35 и одновременно ответом на американские F-22 и F-35.

ХарактеристикаСу-57Су-35СF-22 RaptorF-35A Lightning II
Поколение54++55
Двигатель2 × АЛ-41Ф12 × АЛ-41Ф1С2 × Pratt & Whitney F1191 × Pratt & Whitney F135
Максимальная скорость2,600 км/ч 2,500 км/ч2,410 км/ч1,930 км/ч
Практический потолок20 000 м18 000 м20 000 м15 000 м
Дальность полета без подвесных баков4300 км3600 км3000 км2200 км
Боевая нагрузкадо 10 000 кгдо 8 000 кгдо 8 200 кгдо 8 160 кг
Экипаж1111
Длина19,7 м21,9 м18,9 м15,7 м
Размах крыла14 м14,7 м13,56 м10,7 м
Масса (макс. взлетная)35 500 кг34 500 кг38 000 кг31 800 кг

И Су-35C, и Су-57 - гордость российской боевой авиации, но разница между ними огромна. Су-57 - это полностью новый самолет, а не глубокая модернизация более старой модели, как Су-35С, созданный на базе Су-27. Новый самолет создан по технологии стелс, имеет "умную" обшивку, а его кабина и авионика обеспечивают всестороннюю поддержку пилоту. Су-35С - мощный самолет поколения 4++, но он уступает Су-57 по малозаметности, скорости, дальности полета, функциональности и другим параметрам.

Американские истребители пятого поколения F-35 широко используются в странах НАТО, в то время как уже снятые с производства F-22 остаются эксклюзивом США. Эти самолеты отличаются скрытностью и маневренностью, но уступают Су-57 по скорости, дальности, боевой нагрузке и ряду других характеристик. При этом нельзя не отметить, что пока американские истребители пятого поколения могут похвастать массовостью, так как их серийное производство началось раньше.

Итак, Су-57 не только превосходит своего предшественника Су-35С по всем ключевым параметрам, но и способен уверенно конкурировать с американскими F-22 и F-35.

Сколько Су-57 сейчас находится на вооружении РФ

Контракт на поставку ВКС России 76 самолетов Су-57 был заключен на форуме "Армия-2019". В настоящий момент продолжаются поставки истребителей в войска в рамках данного заказа.

Разумеется, общее число стоящих на вооружении Су-57 неизвестно, так как эти данные засекречены, но по косвенным данным из открытых источников можно сделать вывод, что в настоящий момент ВКС России располагают более чем 20 такими самолетами.

В последнее время, интерес к самолету вырос на фоне участия Су-57 в СВО. В интернете можно найти множество фотографий этого истребителя пятого поколения и видеороликов, демонстрирующих его в действии. Особенно пользователей впечатляет пронзительный хищный звук, который издает Су-57 во время полета.