Как спектакли развивают самых юных зрителей

С камерной постановкой "Очень голодная гусеница" в Воронеже на фестивале "Маршак" побывал белорусский театральный проект "Бусы". Его основатель и режиссер Злата Глотова профессионально работает в пока еще редком и для своей страны, и для России жанре. Ее спектакли для малышей от двух лет идут в Минске, периодически показываются в Московской филармонии, ранее участвовали в европейских фестивалях. Бэби-театр распространен за рубежом и постепенно завоевывает популярность у нас. Что, как и зачем показывают взыскательной публике, способной во время действия выползти на сцену в одних колготках или выпустить под ноги артистам любимую машинку, объяснила Злата Глотова специально для читателей "РГ".
Злата Глотова: Наша гусеница ползает по лабиринту и не понимает, что ее окружает, но это не мешает ей жить.
Злата Глотова: Наша гусеница ползает по лабиринту и не понимает, что ее окружает, но это не мешает ей жить. / Андрей Парфенов

В чем особенность бэби-спектаклей?

Злата Глотова: Конкретно мы работаем по методу итальянского мастера Роберто Фрабетти. Он ставит для самых маленьких уже 30 лет и в свое время преподавал в Центре экспериментальной режиссуры имени В. Мейерхольда в Москве. У Фрабетти процентов 80 спектаклей идет вообще без слов. Нам это было непривычно, не сразу перестроились. Начинали с постановок с живой музыкой, где знакомили детей с разными инструментами. А потом все-таки решили попробовать сделать бессловесное зрелище, и сегодня в нашем репертуаре несколько таких "молчаливых" спектаклей. У них очень узкая ниша, нужно попасть в зрителя примерно от двух до пяти лет.

Мы сейчас немного торопим детей разными гаджетами, добиваясь, чтобы они что-то делали. А им в силу развития еще свойственно много наблюдать. И поэтому в бэби-спектакле важно малышей немножко замедлить, не делать шоу, не провоцировать их, постоянно подбрасывая дофамина… Здесь этот дофамин надо найти самому, додумать образ. Задача - развитие внимания и мышления.

Ребенок наблюдает за тем, как гусеница ползает, как она ищет выход, просит есть. Наступает момент узнавания. Психологи сейчас часто говорят, что для человека целительны рутина, повторение каких-то действий. И это ровно то, что есть в книжке Эрика Карла, по которой поставлен наш спектакль. Узнавание - радость для малыша: "Вот она опять появилась, а я знал, что она появится!"

Вы всегда работаете именно в кукольном жанре?

Злата Глотова: Чаще всего да, у нас куклы или живая музыка. И материалы для оформления - теплые, мягкие, приятные на ощупь. Вдохновляемся какой-то интересной вещью и думаем, что из нее можно сделать. Как пакет будет реагировать, если он вдруг оживет? В одной из постановок у нас "играет" обувь, в другой - мусор…

Мы сейчас торопим детей разными гаджетами, добиваясь, чтобы они что-то делали. А им свойственно много наблюдать

Как изменились ваши зрители за те 10 с лишним лет, что существует театр?

Злата Глотова: Очень сильно. В 2014 году малыши готовы были следить буквально за порхающей бумажкой. Сегодня удерживать их внимание уже тяжелее. Это особенно заметно на тех спектаклях, которые стоят в репертуаре давно. С другой стороны, те, кто бывал у нас пятилетним, теперь приходят на постановку для подростков.

Насколько развит именно бэби-театр в Беларуси?

Злата Глотова: Когда-то мы не могли пробиться на территорию государственных театров. Стучались в ТЮЗ, в Театр русской драмы. Предлагали: дайте нам уголочек, мы продадим билеты, не беспокойтесь! Но оказалось, что в уставах этих учреждений культуры не предусмотрена работа с таким юным зрителем. На тот момент сотрудничество было невозможно. Сейчас маленькие залы для бэби-спектаклей есть в Минске в ТЮЗе и театре кукол. В кукольном, например, в этом жанре идут очень красивые "Бабочки".

Есть еще коммерческие коллективы, но не все, скажем так, выдерживают жанр: этому надо поучиться и очень сильно изменить свои представления как актерам. У нас буквально скрипел мозг, потому что казалось, что все должно быть "по Станиславскому": конфликт, типажи героев… а тут как будто ничего нет. Кто-то пытается приспособить к малышам привычный им театр, где много слов. Но получается, что текст иллюстрирует действие. Какой смысл восклицать: "И приехал паровозик!" - если дети и так видят, что он приехал? "Позовем ежонка!.." - ну зачем, он же и так появился… Малышам понятна игра с предметами: мячик побежал, спрятался - так можно показать что угодно.

Некоторые новые "малышковые" театры идут к зрителю через героев поп-культуры, адаптируя мультики. Берут "Синий трактор" или "Три кота", шьют кукол и воспроизводят с ними уже знакомые детям сюжеты. Это тоже называют бэби-театром, хотя по сути представления ближе к тому, что делают аниматоры на праздниках. Но мы ни с кем не боремся, а просто делаем свои спектакли, ищем своего зрителя. Однажды обсудили этот тренд, поняли, что, в принципе, если захочется, можно и "Свинку Пеппу" в театре поставить интересно. Но это должна быть отдельная работа - перевод на язык театра. Плюс права на героя надо урегулировать. Поэтому все-таки я за другое, оригинальное направление - может, не самое понятное, кому-то ломающее голову. Даже если спектакль не понравился - он вас зацепил, вы это запомните, будете думать. И пускай!

Какие самые неожиданные моменты, связанные с поведением зрителей, были у вас во время спектаклей?

Злата Глотова: В первый год их случалось больше всего. Был такой спектакль "Птица-поезд-патефон", где работала большая швейная машинка из очень легкого материала. И один ребенок немножко разошелся и просто выломал середину этой машинки, где крутилось красивое колесо! Самое удивительное, что в зале он сидел с мамой, а мама оказалась театральным критиком и потом написала об этой истории: мол, мой сын добыл кусок декорации, актеры не смогли ее защитить.

Иногда в начале спектакля, когда мы сидим на сцене перед детками, они с нами чем-то доверительно делятся - например: "А я ел капусту" или "А мой папа может поднять диван". Это всегда неожиданно и смешно.

Ключевой вопрос

Что бы вы посоветовали родителям? Как вести себя на бэби-спектакле, когда ребенок сидит впереди на подушке? Нужно ли его фиксировать, если он встал, побежал, отвлекся…

Злата Глотова: У всех детей какие-то особенности, но в целом я за то, чтобы родители были максимально вовлечены в просмотр спектакля. Мы с дочками тоже ходили в театры, и всегда нужно было где-то шепнуть, где-то обратить их внимание на ту или иную деталь, что-то спросить тихонечко. Мы допускаем эти разговоры, когда зрители комментируют что-то вслух. Ребенок что-то узнал, у него радость - пусть он ее выразит!

Но, конечно, театр - это еще и возможность показать особую модель поведения. Мы по-своему ведем себя у врача, в транспорте, на дорогу не выбегаем. И театр - такое пространство, где нужна специальная форма поведения. Если с ребенком об этом разговаривать, то мы вместе будем растить очень хороших, культурных зрителей. Главное, чтобы родители сами не боялись своих детей, не боялись им что-то сказать. Малыши очень пластичные и понимающие. Я верю в детей и верю в хороших родителей!

Вопрос еще и в зрительской культуре в целом. Бывает, что малыши капризничают или боятся темноты. Тут родители должны быть готовы вывести ребенка из зала. В Европе с этим проще: администратор может шепнуть, что малыш сильно нарушает правила, и с ним спокойно выйдут. В Беларуси, как и в России, такое пока редкость. У нас ответом на такую просьбу будут обида, запись в жалобную книгу, 300 постов в интернете и обращение в министерство… Помню, приехав впервые во Францию, я увидела очередь перед театром - двери открывали ровно за 10 минут до спектакля, и люди с очень маленькими детьми, еще в колясках, просто стояли на улице. Шел дождь, они раскрыли зонтики и разговаривали. У нас бы уже ломились: "Пустите детей! Мы тут все умрем!" Но, думаю, мы тоже к этому придем - просто надо потихонечку ставить спектакли и ждать.

Кстати

Минский негосударственный бэби-театр "Бусы" был основан в 2013 году Златой Глотовой и Анной Шапошниковой, выпускницами курса режиссеров детского театра (Центр экспериментальной режиссуры имени Вс. Мейерхольда, Москва). Минчане - частые гости Московской филармонии. Бэби-театр - театр нового поколения, имеющий целый набор специальных приемов для успешного знакомства детей младшего возраста с искусством: это камерные показы для небольшой аудитории, музыка в живом исполнении, адаптированные к детскому восприятию сюжеты. Театр использует различные сценические формы: музыкальные сказки, кукольные спектакли, сторителлинг, интерактивные мастерские со зрителями.