Вот что рассказывал о своем детстве будущий Папа Римский. Спорт для паренька из Аргентины был не просто увлечением болельщика. Отец, эмигрировавший из Италии, выступал за баскетбольную команду "Сан Лоренцо", а сын Франциск, младший из пяти детей, в миру Хорхе Марио Бергольо, предпочитал футбол. Играли тряпичным мячом: в послевоенные годы не то что на кожаный мяч, на еду денег не всегда хватало.
Отец часто брал сынишку на Эстадио Гасометро. Особенно запомнился Хорхе футбольный сезон 1946 года. Люди были вместе, они поддерживали одну команду и испытывали чувство единения.
Постепенно определилось и твердое амплуа Хорхе. Он по просьбе тренера и ребят занял место в футбольной рамке. И не случайно его прозвали "жесткой ногой": все считали его самым надежным, неприступным и самоотверженным стражем ворот. "Голкиперы обязаны всегда быть начеку, опасность может прийти из любой точки поля", - повторял Папа Римский. Из него мог бы получиться даже профессиональный вратарь. Но у парня были другие приоритеты. А за "Сан Лоренцо" он болел до последних дней.
Как аргентинец, Папа Римский всегда следил за успехами, а порой и неудачами своей футбольной сборной. Был знаком с некоторыми ее лидерами. И, конечно, с Марадоной.
"Я познакомился с Диего Армандо Марадоной на Матче мира в 2014 году. Храню самые светлые воспоминания обо всем том, что сделал Марадона для так называемых Школ встреч. Эта помощь от него шла нуждающимся в ней по многим странам.
На зеленом поле Диего был поэтом, звездой, дарившей радость миллионам по всему миру, а особенно любим он был в Аргентине и Неаполе.
В то же время Марадона был человеком очень тонкой души. Помню чемпионат мира 1986 года, выигранный Аргентиной благодаря Марадоне. Я тогда жил во Франкфурте, и тот период моей жизни был труден. Учил немецкий и собирал материалы для моей научной работы. Не смог посмотреть финал Кубка и узнал о победе Аргентины над Германией только на следующий день, когда студент из Японии написал на классной доске во время урока немецкого языка "Вива Аргентина!".
То была моя победа над одиночеством. Совсем мало кто, да никто не мог разделить со мной радость спортивной победы. Но это был огромный успех. Груз одиночества тяжек, и пришла радость, которую ты готов разделить со всеми.
Узнав о кончине Марадоны, я молился за него. Семье Диего я послал букет роз и несколько слов утешения".
"Спорт - это тяжелая работа, поиск мотивации, соблюдение правил. Все это ведет к развитию общества. Когда вижу тиффози на футболе, слышу скандирование лозунгов и звуки музыки, вижу мелькание плакатов с поддержкой своих, то воспринимаю это как народное празднество. Все горести мира в такие моменты отступают. И ты чувствуешь свою сопричастность.
Мне очень интересно и другое. Люди часто соотносят спортивные победы своей команды с важными датами собственной жизни. Как часто слышится: "Это было, когда мы выиграли первенство лиги. Это произошло в год Олимпиады. Это случилось в дни Кубка мира...". Что позволяет нам говорить об особой вере - спортивной".
Говоря о связи спорта с жизнью, Папа Римский приводил и такой эпизод. Самый знаменитый итальянский велогонщик довоенной поры, победитель Тур де Франс Джино Бартали спас в годы фашизма более 800 евреев и цыган.
Примерный католик, известный всей стране спортсмен, разъезжал по Италии на велосипеде, иногда преодолевая за день сотни и сотни километров. Его останавливали, проверяли и всегда отпускали. Удовлетворялись объяснением, что их любимец тренируется, готовясь к соревнованиям. Даже не обыскивали гоночный велосипед. Если бы обыскали, то в руле и в седле обнаружили бы поддельные документы. Их Бартали развозил по всей Италии для спасения людей, обреченных на смерть.
А в подвале дома чемпиона иногда неделями жили евреи и цыгане. Приходил момент, и их переправляли из Италии в другие страны. Попадись Джино, дело бы закончилось расстрелом.
По мнению Папы Римского, чемпион совершил настоящий подвиг, немыслимый без великолепной спортивной подготовки.
Он вообще всегда был против коротких путей к вершинам - спортивным ли, жизненным. Нельзя искусственно сокращать дорогу к успеху, пытаться сделать ее короче. Надо пройти весь путь и не искать легкодоступных троп.
Понятно, о чем речь? Папа Римский категорически выступал против допинга, считая, что любой стимулятор калечит не только здоровье, но и душу. Заставляет идти на подлог, бесчестие. "Допинг - не просто обман. Это то, что уничтожает человеческое достоинство, гасит искру возможного таланта, которую Бог таинственным образом посылает спортсмену для честной победы, - говорил Франциск. - Мошенничество приводит к обвалу, к беде, справиться с которыми потом становится очень трудно. Талант Божий - будет растерян в борьбе с соблазнами. Талант - ничто, если он пропитывается ложью. Его нужно лелеять, постепенно развивать, он должен вести к победе не только твоей собственной, но и всех тех, ради которых он тебе отпущен свыше. В истории спорта, увы, полно разочарований. Они не минуют никого, кто, казалось бы, избрал кратчайший путь к успеху".
"Мечтающий о спортивных победах должен знать, что ему придется за них бороться, отдавая все силы. Спортсмены немного похожи на святых. Да, спорт, как и религия, требует больших жертв.
Здесь надо твердо понять, ради чего ты их приносишь. И тогда твоя жертвенность будет не напрасна, а плата за успех, отказ от многих радостей пойдет во благо. Надо помнить, что жертва приносится только во имя светлой цели, которую спортсмен перед собою ставит. Честная борьба делает победу святой".
Командная работа также необходима в спорте, как и в жизни. Вера в Бога - это не монолог, а беседа. Вот и находиться в команде - спасение для человека.
Используя спортивную метафору, можно сказать, что наше спасение только в команде. В этом и есть красота спорта. Командный спорт - это хорошо сыгранный оркестр с прекрасным дирижером. Вы не только вместе играете, вы и рискуете вместе.
Сейчас в мире появились команды из небольших регионов, которые благодаря слаженности побеждают команды большие, неспособные как следует объединиться. Есть такая африканская пословица: "Слаженная команда муравьев может нести на себе даже слона".