Разработаны правила маркировки рекламных звонков: что ждет организации и граждан

Минцифры разработало правила маркировки рекламных звонков
Минцифры подготовило проект постановления правительства, регламентирующий маркировку звонков, поступающих физическим лицам от коммерческих компаний. Документ направлен на борьбу с мошенниками и является частью пакета из 30 мер по борьбе с кибер- и интернет-мошенничеством, принятого в начале весны.
Комплекс мер нанесет удар по всей цепочке мошеннических действий.
Комплекс мер нанесет удар по всей цепочке мошеннических действий. / Сергей Михеев

В соответствии с законом все компании и организации, делающие телефонные звонки, должны будут маркировать свои вызовы на экранах мобильных телефонов. Это позволит пользователям легче идентифицировать, кто именно им звонит.

Правовые аспекты размещения рекламы эксперты "РГ" разбирают в рубрике "Юрконсультация"

"Если человеку на самом деле звонят из Центробанка, полиции, прокуратуры или других органов власти, он будет видеть на экране смартфона соответствующую отметку", - пояснял ранее глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Предложена маркировка по 38 категориям возможных телефонных вызовов. Среди них банк, госорганизация, доставка и другие

Согласно проекту правил, на телефон абонента будет передаваться информация об организации, состоящая из полного либо сокращенного наименования юридического лица либо индивидуального предпринимателя или товарный знак, а также категории телефонных вызовов, дополнительной информации, относящейся к деятельности организации.

Особо оговорен объем транслируемой информации - она "передается на пользовательское оборудование (мобильный телефон или другое устройство с возможностью принятия мобильных вызовов. - Прим. "РГ") в текстовом формате и не превышает тридцати двух символов, в том числе цифр, строчных и прописных букв кириллического или латинского алфавита".

На сегодняшний день выделено 38 категорий возможных телефонных вызовов. Среди прочих это банк, госорганизация, гостиницы, доставка, досуг, еда, коллекторы, кредиты, магазины и услуги, медицина, охрана, полиция, связь и интернет, скорая помощь, СМИ, социологический опрос и социальная служба.

Выбрать ту или иную категорию должно будет само предприятие, передавая оператору информацию о том, что оно будет обзванивать пользователей. Как следует из проекта документа, юрлицо или индивидуальный предприниматель должен будет сообщить оператору сведения об индивидуальном номере налогоплательщика, полное название, свидетельство о регистрации товарного знака при его наличии, вид деятельности согласно ОКВЭД, перечень номеров, с которых будут осуществляться телефонные вызовы, и информацию о категории таких телефонных вызовов.

Меры будут дополнены возможностью для людей отказаться от получения массовых вызовов, напоминает депутат Госдумы Антон Немкин.

Отказываться от массовых рассылок можно будет с августа, а массовые обзвоны без согласия абонента нельзя будет проводить с сентября

"Сделать это можно будет через личный кабинет на сайте своего оператора связи или в мобильном приложении. То есть управление этим процессом станет максимально простым и доступным. Это решение должно существенно снизить количество нежелательных звонков и повысить комфорт пользователей в цифровом пространстве", - говорит Немкин.

Отказываться от массовых рассылок можно будет уже с августа, а массовые обзвоны нельзя будет проводить без согласия абонента с сентября.

Закон о противодействии телефонному и интернет-мошенничеству был подписан президентом 1 апреля. Документ включает набор мер, среди которых запрет госструктурам и банкам использовать зарубежные мессенджеры при работе с клиентами, обязательная маркировка звонков от организаций, а также право людей блокировать спам и международные вызовы. Для борьбы с мошенничеством также создается антифрод-платформа, которая объединит банки, операторов связи и госорганы. Система позволит оперативно обмениваться данными о подозрительных операциях и блокировать преступные схемы до того, как они нанесут ущерб.

"Закон направлен на то, чтобы дать людям инструменты для самозащиты. Он также призван лишить мошенников возможности использовать их методы обмана. В законе порядка 30 мер, они разработаны правительством совместно с правоохранительными органами, бизнесом, депутатами. Важно понимать, что все эти меры направлены на одно: защиту человека и его безопасность в цифровом пространстве. Это наш главный приоритет", - сказал заместитель председателя правительства РФ - руководитель Аппарата правительства РФ Дмитрий Григоренко.

Как сообщил глава Минцифры Максут Шадаев, сейчас готовится дополнительный пакет мер по противодействию кибермошенникам.

"Сейчас мы готовим второй пакет мер. Понятно, что для борьбы с кибермошенничеством одного простого решения не существует. Это постоянная борьба, постоянно актуализируются новые технологии: искусственный интеллект, использование криптовалюты. Думаю, что за лето подготовим следующий законопроект", - отметил министр.

Шадаев добавил, что, по его мнению, во втором пакете акцент будет сделан на дропперах, то есть тех, кто помогает мошенникам обналичивать украденные денежные средства. Кроме того, ожидается, что будет ужесточен контроль за банковскими картами. В частности, по словам Анатолия Аксакова, можно говорить о сокращении числа банковских карт, оформленных на одного человека.

"Мы обсуждали предложение от ЦБ. Они предлагают выдать не более 20 карт, а в одном банке - пять. Я вообще считал, что всего пяти карт достаточно. Пока договорились по 20. Посмотрим, как это будет работать", - сказал Аксаков.