Склады забиты, машины не покупают: российские дилеры готовы идти на уступки

Продажи новых легковых машин в России в апреле 2025 года сократились на 25,5% в годовом сравнении - до 102 107 единиц. В то же время впервые в нынешнем году авторынок преодолел 100-тысячную отметку, сообщает "Автостат".
Основной прирост продаж машин в России в апреле обеспечили корпоративные клиенты, включая каршеринги.
Основной прирост продаж машин в России в апреле обеспечили корпоративные клиенты, включая каршеринги. / Сергей Михеев

По итогам января - апреля в стране было реализовано 349 тыс. машин, что на 25,4% меньше показателя аналогичного периода 2024 года.

В прошлом месяце Lada сохранила за собой лидерство по продажам. На ее долю в середине весны пришлось почти 28%, а объем реализации составил 28 500 единиц. Среди иностранных брендов первое место занял Haval, в апреле было продано 12 925 таких машин. В топ-5 также вошли Chery (10 855 авто), Geely (6664 машины) и Changan (4621 авто).

На шестой и седьмой позициях списка самых продаваемых марок оказались Belgee и Jetour, которым удалось показать рост. У Belgee результат в апреле равен 3902 авто, что почти на 30% лучше аналогичного месяца в 2024 году, у Jetour - 3165 авто (+1,1%).

На восьмом месте находится Exeed, тираж машин этой марки - 2881 экземпляр (-34,8%). Omoda стала менее интересна на 45,7%, результат апреля - 2619 авто. Завершает список отечественный бренд Solaris: дилеры продали 2298 машин (+131%).

Как рассказал "Российской газете" директор департамента продаж новых автомобилей компании "Рольф" Николай Иванов, после разочаровывающего марта мы увидели некоторую положительную динамику в апреле. Однако он не считает, что май сможет повторить результаты предыдущего месяца.

"Во-первых, обычно это месяц спада, так как первые практически две недели мая - это выходные дни, по большей части. Люди входят в привычный рабочий ритм только с 12-го числа", - добавляет он.

Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон" Ренат Тюктеев отмечает, что говорить о полноценном оживлении отрасли пока преждевременно. Рынок демонстрирует точечное восстановление, а не устойчивый рост. "Основной прирост продаж в апреле обеспечили корпоративные клиенты - крупные поставки для каршеринга и корпоративных парков. Розничный спрос растет умеренно и пока не компенсирует общее снижение. Скидки не уменьшаются, общий уровень средних цен снизился в первом квартале на 6%, на те же 6% цены росли весь прошлый год", - говорит эксперт.

Фото: iStock

По его словам, в мае из-за длинных праздников стоит ожидать снижения объемов продаж до 75-80 тыс. автомобилей, это на 20% ниже апрельских показателей. "Поэтому в мае импортеры и дилеры предлагают клиентам скидки для стимулирования спроса. Размер скидок в среднем составляет 7-12%, по некоторым моделям 2024 года они достигают 30%, в денежном выражении это от 200 тыс. до 1 млн руб. в зависимости от бренда и модели. Большинство акционных предложений ограничено майскими праздниками, по отдельным моделям сроки скидок привязаны к наличию конкретных автомобилей на складах. Во втором квартале значительного роста не прогнозируем. А продажи во втором полугодии могут подрасти за счет отложенного спроса и оптимистичных ожиданий снижения ключевой ставки", - отмечает Тюктеев.

Коммерческий директор автомобильного маркетплейса Fresh Евгений Житнухин напоминает, что в 2023-2024 годах было продано много машин. "И эта высокая база продолжает задавать высокую планку, негативное влияние оказывают также и внешние факторы, такие как высокая ключевая ставка ЦБ (многие россияне ждут ее снижения и откладывают покупку авто) и индексация утилизационного сбора", - говорит эксперт.

По его словам, несмотря на то, что в апреле текущего года многие автомобили можно было приобрести с выгодой (например, Livan X6 Pro стал дешевле на 6% и X3 Pro - на 4%, Chery Tiggo 7 Pro Max и Exeed VX - на 2%), высокая ставка автокредитования и жесткая кредитно-денежная политика по-прежнему негативно влияют на спрос в сегменте.

При этом дилеры признают - ситуация с затовариванием не изменилась. "Запасов машин китайских производителей все еще хватает примерно на полгода. На складах сейчас - около 500 тыс. автомобилей. Это говорит о том, что дисконтные программы сохранятся как минимум на второй квартал 2025 года. Все решать будет спрос и ситуация со складами", - говорит Иванов.