"Бригада работает слаженно, жестко и эффективно, без лишнего самопиара. В бою мы ни разу не отступили ни на метр, а чтобы продвигаться вперед, приходилось решать самые разные, в том числе нестандартные задачи. Например, под Дубво-Васильевкой мы заходили во фланг противнику через болота. Бригада "Север" никогда не находилась на тыловых или запасных позициях, мы всегда действуем в первой линии. Мы считаем, что люди ценнее любой техники, поэтому, прежде чем начинать атаку, артиллерия и дроны буквально выжигают опорники противника. Только после этого в дело вступают штурмовые группы", - рассказывает об особенностях работы "северян" начальник штаба бригады с позывным Корсо.
Сам он, кстати, кадровый офицер, закончивший Московское высшее общевойсковое командное училище им. Верховного Совета РСФСР, проходивший обучение в Военно-дипломатической академии МО РФ. В "Севере" воюет с момента формирования бригады.
Расспрашиваю о героях подразделения. Корсо пожимает плечами:
"Все у нас герои, трудно кого-то выделить. Коллектив действует, как единый организм. Бойцы безоговорочно верят своему командиру, и он в свою очередь на сто процентов уверен в них. В результате мы выполняем и даже перевыполняем боевые задачи. Часто продвигаемся на вражеских позициях дальше, чем планировалось изначально. Например, вот недавно наш боец-тувинец прорвался в окопах ВСУ далеко вперед, прошел за вражеские траншеи и решительно вступил в стрелковый бой с превосходящим его по количеству противником, уничтожив личный состав опорного пункта врага. В бою ему оторвало кисть руки, но он продолжал сражаться в одиночку, используя гранаты, а потом смог вернуться. Сейчас лечится, проходит реабилитацию. И примеров подобного героизма у нас много".
Сейчас бригада "Север" находится на одном из самых тяжелых направлений - артемовско-солидарском, которое уже стало краматорско-дружковским. Продвижение здесь зачастую осложняется тем, что противник занимает стратегические высоты.
"Приходится штурмовать снизу вверх, - объясняет Корсо. - Противник нас лучше видит, его операторы дронов и артиллерия находятся в более выигрышном положении. У нас же зачастую нет прямой видимости, и возникают "линзы", где пропадает связь с дронами, из-за этого операторам сложнее работать. При этом противник на нашем направлении хорошо обучен и вооружен, в плен сдается редко. Но мы все равно постепенно продвигаемся вперед, выдавливая его с господствующих высот. Как? Да все так же: активно работают артиллерия и подразделения БПЛА, позиции ВСУ уничтожаются, после этого заходят штурмовые группы, проводят зачистку, закрепляются. Затем мы наносим удары по следующим позициям и идем дальше".
Корсо отмечает, что на других участках линии боевого соприкосновения поступают сообщения об уничтожении бронетехники ВСУ, а вот в зоне ответственности бригады "Север" украинские танки и БТРы - редкие гости. "Северяне" настолько хорошо научились жечь бронетехнику, что противник просто опасается подводить ее к лбс.
"Теперь мы лишены радости уничтожать вражескую броню, - шутит Корсо. - Противник, как и мы, предпочитает работать в основном малыми пехотными группами и часто не имеет возможности даже поднять голову, не то что вывести на позиции технику".
Зато против бойцов "Севера" ВСУ не стесняются применять химоружие. В основном такие заряды сбрасываются с дронов. Но "северяне" уже научились противостоять этой напасти. Личный состав имеет средства защиты, хорошо действует система оповещения и противодействия дронам. Летальных случаев после применения химоружия не было.
Вообще, по наблюдению Корсо, с момента формирования бригады рисунок боевых действий поменялся уже раз шесть. Изменения эти связаны в основном с различными приемами использования техники, БПЛА, РЭБ.
"Сейчас, например, мы активно применяем беспилотники на оптоволокне. Это огромное преимущество: нет проблем со связью, средства РЭБ противника оказываются бесполезными. При наличии хорошо обученных операторов такие дроны гарантируют поражение цели. А обученных специалистов у нас хватает. В бригаде действует свой учебный центр, за 3-3,5 недели можно подготовить хорошего бойца с любой специализацией. Конечно, при этом учитываются физические возможности, образование, опыт. Например, для артиллерии нужны люди с математическим складом ума, потому что нужно работать с цифрами. А оператору БПЛА требуется пространственное мышление. Им, кстати, обладает молодежь, выросшая на компьютерных играх".
Интересуюсь, не "убили" ли в современной войне БПЛА классическую артиллерию.
"Нет, конечно. Во многих случаях артиллерия имеет преимущества перед дронами. В туман, например, во время сильного дождя или ветра. Как показывает практика, умение грамотно сочетать различные виды вооружения и тактические приемы - важный компонент успеха на поле боя. Наша бригада именно так и действует", - отвечает Корсо.