Но обо всем подробнее. Комиссия Екатеринбургской городской Думы по безопасности жизнедеятельности населения обратилась в администрацию города с предложением запретить использование прокатных самокатов в ночное время. Вслед за руководством местной Госавтоинспекции депутаты посчитали, что это позволит избежать травм и смертей земляков.
Непосредственным поводом задуматься о комендантском часе для кикшеринговых самокатов стало недавнее трагическое происшествие. Незадолго до трех часов ночи 1 мая на перекресток с работающими светофорами, на запрещающий сигнал, выскочил на самокате 25-летний молодой человек и попал под колеса легковой машины. Травмы оказались столь тяжелыми, что парень умер еще до приезда скорой помощи. Водитель достаточно опытный - десять лет за рулем, абсолютно трезвый - наезда на человека в такой ситуации никто бы не избежал.
Заместитель начальника Госавтоинспекции Екатеринбурга Павел Крылов, участвовавший в обсуждении проблем безопасности использования прокатных самокатов вместе с депутатами, сообщил, что в прошлом году произошло 96 ДТП с самокатами, один человек погиб, 101 - пострадал, в том числе 23 несовершеннолетних. С начала этого года - травмировались 11 человек, включая шесть детей. При этом довольно часто правила дорожного движения самокатчики нарушают по ночам. После обсуждения ситуации депутаты поддержали идею городского ГИБДД запретить с 23 часов вечера до шести утра использование кикшеринговых самокатов. Председатель комиссии Игорь Володин заявил, что депутаты направят это предложение для проработки в администрацию Екатеринбурга.
- Кикшеринговые компании стараются навести порядок в использовании техники, но пока не все получается. На самокатах продолжают ездить несовершеннолетние, по двое, по вечерам - под опьянением. Это первое. Второе. Изначально говорили, что цель кикшеринга - добраться из пункта А до пункта Б. Но очень часто самокаты используются с целью развлечения. Городские тротуары и дороги - не место для развлечения. Тем более в темное время суток: водителям сложнее разглядеть опасности. Поэтому такой запрет не кажется избыточным.
Как отметил член Свердловского отделения межрегионального общественного движения "Комитет защиты прав автомобилистов" Анатолий Горлов, мы должны определиться несколько в ином, чем в том, ездить на самокатах днем или ночью и как ездить.
- Для меня тут главный вопрос в другом: стало ли при кикшеринге травмированных и погибших людей больше или меньше, какой урон он наносит обществу. У меня есть знакомый травматолог, он рассказывает, что каждый день они оказывают помощь огромному количеству детей, молодых людей, получивших травмы при использовании электросамокатов. Эти травмы ни в какую статистику не входят: ДТП же не было, просто человек упал и что-то повредил себе или на кого-то наехал. Так какая у нас цель: чтобы кто-то куда-то мог доехать на самокате или сохранение здоровья людей, решение демографической проблемы? - задается вопросом Анатолий Горлов.
Надо сказать, что это не первый опыт запрета передвижения электросамокатов по ночам. Первый был в Тюмени. Вопрос долго обсуждали, но решили внедрить в жизнь. В ближайшее время в этом городе могут утвердить новые правила проката электросамокатов и электровелосипедов, которые запретят пользоваться СИМами в ночное время и введут понятие "медленная зона". Соответствующий документ разработали специалисты городского департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, и сейчас он на рассмотрении мэра.
Передвижение на самокатах хотят ограничить с 22.00 до 06.00 с начала сезона до 31 августа, а с 1 сентября и до конца сезона продлить "ночной режим" до семи часов утра. К "медленным зонам" власти отнесут дворы многоквартирных домов - скорость на СИМах тут не должна превышать 7 км/ч. А в городских локациях с массовым скоплением людей кататься можно и вовсе со скоростью 5 км/ч. Операторы проката обязаны обеспечить техническое соответствие электрического транспорта требованиям, включая наличие тормозной системы, звукового сигнала, световозвращателей, а также автоматическое снижение скорости в определенных зонах и отключение двигателя при входе в "зону запрета эксплуатации" или ночью.
Добавим, что СИМами тюменцы пользуются достаточно активно: в прошлом сезоне они суммарно проехали 5 млн километров, притом девять из десяти поездок совершали по делам, чаще всего от ЖК до автобусных остановок, офисных зданий, ТРЦ. Отметился сезон и авариями: 190 ДТП с участием электросамокатов, в результате которых один человек погиб, почти 200 получили травмы.
Конечно, кикшеринговые компании возражают против таких инициатив. Так, по словам пресс-секретаря Юлии Лебедевой, ограничение ночных поездок - избыточная мера. Она не влияет на аварийность, но влияет напрямую на возможность людей пользоваться самокатами как транспортом в ночное время, когда самокаты в большинстве городов России (где отсутствует метро, а иной общественный транспорт перестает ходить после 23:00) становятся единственной альтернативой такси. Кроме того, условия для ночных поездок по ночам сами по себе более безопасные с точки зрения поездок: практически нет пешеходов, мало автомобилей на проезжих частях.
- Мы наблюдаем востребованность коротких (до 10 минут) поездок на самокатах по ночам (после 23:00), особенно, у женской аудитории - девушкам важно быстро и безопасно добраться до дома в темное время суток, особенно, если расстояние не такое большое. В целом, доля ночных поездок на самокатах МТС Юрент по России в ряде городов доходит до 30-35%, - говорит Юлия Лебедева.
Как сообщили в пресс-службе Whoosh, в среднем за два года количество аварий с таким транспортом в Екатеринбурге снизилось на 85%. В этот же промежуток времени не произошло ни одного критичного инцидента. Ночью аварийность везде и всегда низкая. Самокаты - это транспорт, именно так он работает для жителей Екатеринбурга. Это способ доехать в нужную точку в нужное время. Очевидно, что ночью при отсутствии альтернатив - самокат удобный способ добраться до нужного места дешевле, чем на такси, и быстрее, чем пешком. В какой-то мере даже безопасней - ночью нет пешеходов.
Как рассказал доцент кафедры "Автомобили" Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета МАДИ Виталий Гаевский, смысл подобного регулирования непонятен. Использование электросамокатов опасно, когда на тротуарах много народа. Но ночью тротуары пусты. За весь прошлый год с участием СИМ погибло 26 человек. Но это с их участием. А по их вине погибло 2 человека. Для сравнения, по вине пешеходов в прошлом году погибло 2251 человек. Так есть ли смысл запрещать движение по ночам на этом транспорте?
Напомним, несколько лет назад в Москве недалеко от университета произошло ДТП. Ночью, пьяный мотоциклист сбил насмерть старушку, которая переходила дорогу по нерегулируемому пешеходному переходу. В итоге, на улице ограничили скорость 20 км/ч. И повесили камеры. Давайте после каждой аварии вообще запрещать движение по тому или другому участку дороги в то или иное время. Количество дорожных трагедий снизится точно в разы.